Знаковые фотографы-документалисты

Сегодня мы хотим вам рассказать о самых известных фоторепортерах мира нашего времени. В истории фотографии они оставили свой след. И след этот ярок и неповторим.

Стэнли Грин (Stanley Greene)

Главная цель творчества Стэнли Грина —  рассказать человечеству о кризисах нынешнего мира. В своих репортажах Стэнли рассказывает нам о жестокости войны, о стихийных бедствиях, о последствиях экологических катастроф, о многом другом, на что хочет обратить наше внимание. Вот что он рассказывал в одном из своих интервью: «У меня постоянно ни на что не хватает денег. Дело в том, что почти без остатка я трачу их на свои поездки, во время которых снимаю репортажи о том, что мне интересно, о том, что считаю важным. Иногда, конечно, я пытаюсь брать заказы в журналах. Но им не интересно то, о чем хочу рассказать я. Их редактора  говорят мне: «Гораздо интереснее поснимать то, что находится под юбкой у Пэрис Хилтон». Но ведь то, что находится там, увы, не спасет мир…».

Работы Стэнли Грина реалистичны и философски насыщены. По праву этого мастера фотографии можно назвать одним из лучших фоторепортеров современности.

Томас Дворжак (Thomas Dworzak)

Всего двадцать лет было Томасу Дворжаку, когда он сам, по собственной инициативе решил отказаться от вполне успешной и благополучной жизни в Баварии. Молодому человеку захотелось узнать, что такое настоящая война. Это его решение и послужило толчком для начала творчества. Всю свою жизнь Томас Дворжак посвятил фоторепортажу. Со своей фотокамерой он побывал в очень многих горячих местах нашей планеты.  Его репортажи навечно останутся в истории мировой военной фотографии.

Вот как рассказывает о себе и своем творчестве сам фоторепортер: «В работе над фоторепртажем меня привлекает то, что я не могу в полной мере контролировать происходящие во время съемки события. Единственное, что я могу —  это правильно выбрать кадр, выхватить из череды событий то, что нужно снимать. Многие считают это недостатком фотографии. Но я думаю, что в этом, кроме всего прочего, еще и ее магия».  

Антонин Краточвил (Antonin Kratochvil)

Антони Краточвил родился в Чехии. Несколько лет он жил в разных странах Европы. Когда Антони исполнилось 24 года, он перебрался в Соединенные Штаты. Его фотографическая карьера началась именно в этом государстве. За годы своего творчества Антони языком фотографии рассказал людям о многих решающих событиях, происходивших в мире в разное время. Снимал он и чернобыльскую катастрофу, и военные конфликты в Нигерии, Ираке и множестве других стран. В своих репортажах Краточвил показывал не только войну, но и повседневный быт разных народов. Реалистическая документальна галерея, созданная Антони Краточвилом, поистине не имеет себе равных.

Тим Клейтон (Tim Clayton)

Этот фоторепортер из Британии осветил в своих репортажах восемь Олимпийских игр и пять чемпионатов митра по регби! Тим Клейтон поистине великолепный мастер спортивной фотографии. Но не только этот жанр фотоискусства привлекает Тима. С не меньшим успехом он занимается и уличной фотографией. Композиция его работ выверена до мелочей. Ракурсы – просто впечатляют. Совершенно оправданно Тима Клейтона  называют живым классиком современного фотоискусства.

Хайди Брэднер (Heidi Bradner)

Хайди Брэднер – прежде всего гуманист в фотоискусстве.  Ее фоторепортажи отличаются от репортажей других фотожурналистов прежде всего этой чертой – гуманизмом.  В чем секрет успеха Хайди? Вот что она сама говорит об этом: «Когда я бываю в другой, незнакомой для меня стране, я стараюсь быть открытой ее людям, стараюсь внимательно слушать то, о чем они мне рассказывают».

Репортажи Хайди Брэднер можно увидеть на страницах таких известных изданий, как Granta, Newsweek, Time, New York Times Magazine, Stern, US News & World Report.

Кристофер Моррис (Christopher Morris)

Кристофера Морриса по праву называют ведущим фотожурналистом США. И действительно: 18 международных конфликтов и войн все жители планеты могут видеть глазами этого поистине легендарного человека. Сомали, Афганистан. Колумбия, Чечня, Югославия, вторжение в Ирак американских войск… Талант этого человека и его вклад в мировое фотографическое искусство, в событийную журналистику был по достоинству оценен обществом: Кристофер Моррис является обладателем множества различных престижных наград. Среди них – премия самого главного международного конкурса пресс-фотографии World Press Photo а так же Золотая медаль Роберта Капы  (Robert Capa Gold Medal).

Вот что сказал о себе и о своем творчестве в одном из интервью сам Кристофер Моррис: «Роль фотографа во время войны – очень важная роль. Если человечество хочет и добивается мира во всем мире, то оно должно столкнуться с ее уродством. На Земле наступило новое тысячелетие. Но оно не уменьшило, а, наоборот, увеличило число военных конфликтов на нашей планете.  Например, многие считают, что Зимбабве и Южная Африка —  это опасные регионы, что белому человеку там опасно вечером выходить на улицу. Но эти люди забывают, что это всего лишь последствия прошлого: слепоты колонизаторов и оккупантов».

Люк Делайе (Luc Delahaye)

Люк Делайе – один из самых известных фотохроникеров Франции. Много лет он работает над темами человеческого горя: бедность, страдания, войны, социальные конфликты – вот главный «объект» его репортажей. Работы Люка необычайно честны перед зрителем. И эта их честность прекрасно гармонирует с продуманным до мелочей драматизмом повествования, которое состоит обычно из нескольких фотографий.

Делайе начал свою карьеру в середине восьмидесятых годов прошлого века, и за прошедшие с того времени более трех десятков лет он побывал на очень многих войнах, которые бушевали на Земле. Чечня, Ирак, Югославия, Руанда, Ливан, Афганистан – вот лишь не полный перечень этих горячих точек планеты. Интересно то, что фотографии этого великолепного мастера фоторепортажа не только публикуются в различных изданиях, но и выставляются в музеях и на выставках, создавая своим присутствием необычайно эмоциональные по своему воздействию композиции.

Вот что рассказывает о своем творчестве сам мастер: «Да, это действительно так. В Афганистане смерть и красивые пейзажи соседствуют. Как же не показать это противоречие? Фоторепортеры. Снимающие для различных изданий, конечно же, эти пейзажи видят. Но они их не фотографируют. Почему? Да потому что их просто не просили это делать. Я же все свои усилия направляю на то, чтобы насколько это возможно быть более нейтральным, как можно больше чувствовать для того, чтобы своими фотографиями открыть зрителю настоящую тайну действительности».

Джеймс Нахтвей (James Nachtweу)

Этот известный фотохроникер военных действий начал свою карьеру в этой ипостаси еще в 1981 году. И уже первый его репортаж сразу стал практически легендарным. Джеймс Нехтвей рассказал в нем о волнениях в Северной Ирландии, Этот репортаж, можно сказать, и стал поворотным в его творчестве. Основная тема его работ с тех пор —  война и военные действия. Всё творчество Джеймса пронизано неподдельной болью, он всем сердцем призывает остановить это насилие на всей нашей маленькой и хрупкой планете.

Нахтвей побывал во многих странах мира, объездил, кажется, самые далекие его уголки. Снимал он на Среднем Востоке, в ЮАР, в Латинской Америке, Восточной Европе, конечно же, в России и странах бывшего СССР.

Джеймс Нахтвей предан делу гуманизма и гуманистическим идеалам. Это сделало его самым авторитетным фотохроникером войн. Его работы выставлялись на многочисленных, в том числе и персональных, фотовыставках в нескольких странах мира. Фотограф заслуженно имеет пять медалей Роберта Капы. Он получил их за свою работу в 1983, 1984. 1986, 1994 и в 1998 годах. В 1994 году Нахтвей получил премию  World Press Photo.

«Я очень плохо слышу. У меня постоянно звенит в ушах и плохие нервы. Оглох я, наверное, из-за того, что не вставляю затычки в уши. На самом деле, я очень хотел слышать. Мне всегда хотелось достичь максимальной силы, полноты  ощущений, даже в том случае, если они становились очень болезненными» — говорит Джеймс Нахтвей.

Рон Хавив (Ron Haviv)

Американский фотограф Рон Хавив главной своей целью поставил показать войну именно такой, какая она есть на самом деле.

Рон родился в 1965 году. Он окончил Нью-Йоркский университет и почти сразу после завершения учебы стал снимать вооруженные конфликты в разных странах мира. К сожалению, они стали обыденностью даже в странах Европы, которые мы называем цивилизованными. Одной из первых его военных командировок стала поездка в Хорватию, где он снимал репортаж о битве за Вуковар, а потом и осаду Сараево. В своих фоторепортажах Рон отразил так же зверства, которые совершались в сербских концлагерях, которые находились в Боснии и Герцеговине. Кроме военных конфликтов и их последствий, Хавив фотографировал и последствия природных катастроф. Например,  землетрясение на Гаити. Еще одна тема репортажей этого замечательного фотографа – социальные проблемы народов разных стран. Это и голод в Бангладеш, и борьба с наркобаронами в Мескике, другие события.

В 2001 году Рон Хавив учредил фотоагентство «VII». В его состав кроме самого Рона вошли такие мастера, как Кристофер Моррис и Джеймс Нахтвей. О них мы сегодня уже рассказывали.   

Вот что вспоминает о своей работе сам Рон Хавив: «Когда рядом с тобой убивают кого-то – это просто ужасно. Мне не позволили фотографировать, когда это случилось при мне первый раз. Я не мог спасти этих людей. Но я должен был рассказать об этом всему миру. Если бы я не сделал этого, было бы еще хуже. И тогда я пообещал себе: если окажусь в такой ситуации еще раз, то любой ценой сумею нажать на спусковую кнопку фотокамеры».

Алекс Уэбб (Alex Webb)

Этот известный фотограф и фотожурналист – один из немногих творцов в этой сфере, имеющий глубокое и серьезное классическое образование. Историю и литературу он изучал в Гарвардском университете, а фотографию —  в Центре изобразительных искусств Карпентера. Его карьера как профессионального фотографа началась в 1975 году. Интересно, он сразу же, можно сказать, с первых шагов был замечен и зрителями, и редакторами престижных изданий.

За прошедшие десятилетия Алекс Уэбб достиг величайших успехов в фотографии. Его считают признанным мастером фотографического искусства. Работы Алекса украшают коллекции величайших музеев мира, таких как Кембриджский музей искусств и Международный центр фотографии в Нью-Йорке. Его фоторепортажи с огромным успехом публикуются в самых престижных изданиях мира, таких как GEO, Time, National Geographic, New York Times Magazine  и многих других. Кроме всего прочего, Алекс Уэбб является автором нескольких книг по фотографии.

«Если я начал какую-то работу, то я действительно должен работать. В это время мне нужно быть настроенным на работу. В этот день я должен рано встать, выйти из дома и постоянно быть любопытным. Когда свет на улице станет для меня не таким интересным, я хожу домой, на завтрак. Так как я работаю в цвете, качество освещения для меня имеет очень большое значение. Именно по этой причине в одно время суток я снимаю больше, чем в другое. Во второй половине дня и вечером я обычно стараюсь быть на улице и работать» — так говорит о своем творчестве Алекс Уэбб.

Дэвид Гуттенфельдер (David Guttenfelder)

Редко кому из журналистов, а тем более из простых людей удавалось побывать в 75 странах мира! Военному фоторепортеру из Соединенныъх Штатов Дэвиду Гуттенфельдеру вечно не сидится на месте, он просто не может подолгу находиться дома.  Он всегда в дороге, всегда в работе. Семь с половиной десятков стран истоптал он своими ногами!

Дэвид в основном снимает войны и те гуманитарные беды людей, которые эти войны обычно сопровождают. Конфликт в Палестине, войны в Ираке и Афганистане, геноцид в Руанде – все это отразилось в его фоторепортажах. Но не только беды снимает Дэвид. Привлекают его и другие важные события, происходящие в мире. Например, он снимал несколько олимпийских игр, инаугурацию Обамы, и многое другое.

Но самым, пожалуй, известным его фотопроектом стал репортаж из Северной Кореи. Как известно, в эту закрытую для многих страну американцу попасть очень сложно. Что уж говорить про профессионального фоторепортера  из США! Но Дэвиду Гуттельфельдеру удалось это. Репортаж получился очень интересным и содержательным.

Реза Дегати (Reza Deghati)

Реза Дегати можно смело назвать одним из самых известных репортажных фотографов нашего времени. Его работы украшают обложки знаменитых журналов GEO, Time Photo, National Georgaphic и многих других, не менее популярных.

Родился фотограф в Иране, но в 1979 году, вскоре после того как на его родине произошел государственный переворот, который привел к власти радикальных исламистов, Дегати покинул страну.

За годы своего творчества Реза Дегати был признан одним из выдающихся фотографов-гуманистов нашего времени. Он сочетает в себе удивительный талант фотографа и неподдельную, настоящую любовь ко всему человечеству. Фоторепортажи и отдельные работы Дегати проникнуты искренним желанием, как он сам говорит, «дать шанс миру», они пронизаны стремлением к тому, чтобы улучшить этот мир.

Реза Дегати, кроме всего прочего, проявил себя и как педагог. Начиная с 1983 года, он реализовал несколько учебных курсов в нескольких странах мира.  Этот удивительный человек известен и как филантроп. В 2001 году им была основана благотворительная ассоциация AINA , которая стала заниматься вопросами детского образования.

«Во мне живут как бы два человека, две натуры: фотограф и гуманист. Для меня фотография —  это не просто изображение. Своими снимками, всем тем, чем я занимаюсь, я стараюсь наладить связь между народами, между разными культурами, показать всему обществу людей и страны, которые они никогда не видели» — рассказал о себе Реза Дегати в одном из интервью. 

Аббас (Abbas)

Иранец Аббас Аттар стал известен во всем мире еще в далекие семидесятые годы 20 века, в ту пору, когда в его стране начинала вызревать исламская революция. В поле зрения его объектива попало самое начало этого процесса. После переворота, который случился в 1979 году, Аббасу пришлось оставить родную страну, и он обосновался во Франции.

За годы своей карьеры этому фотохроникеру удалось поработать во многих странах мира. Это и Ирландия, и Чили, и Куба, и ЮАР во времена апартеида, и Вьетнам, и страны Ближнего Востока…  Главная тема в творчестве Аббаса – войны и другие конфликты.

Начиная с восьмидесятых годов прошлого века, Аббас Аттар разрабатывает масштабный проект, который посвящен подъему ислама в разных странах мира. Этот проект не только принес Аббасу дополнительную известность. Он перерос как бы в попытку показать людям что такое религия, какова ее реальность., показать столкновение различных религиозных идеологий.

Вот как рассказывает об этом сам Аббас Аттар: «Это ощущение можно назвать вдохновением. Но при этом приходится делать некоторую поправку на то, что это вдохновение достаточно далеко от вдохновения религиозного. Для того, чтобы какое-либо событие увидеть целиком, увидеть в нем разнонаправленные людские потоки, фотографу нужно уметь различать линии, тени, цвет и многое другое. А для того, чтобы это произошло, в событие нужно погрузиться целиком, нужно научиться быть чувствительным. Я делаю это сознательно. В некоторых случаях во время совершения языческого обряда,  в исламской молитве, в православном храме возникает чувство, очень похожее на транс. Но, тем не менее, даже в таком состоянии я при любой ситуации должен правильно настроить свою фотокамеру».

Владимир Семин

Творчество советского фотожурналиста Владимира Семина стало по настоящему интернациональным. Родился он в Туле. Фотографией стал увлекаться еще будучи учеником начальных классов школы. После окончания школы Владимир поступил в техникум, после которого уехал работать в северные регионы страны. Потом была служба в рядах вооруженных сил и учеба в Петрозаводском университете, после которой он был принят на работу в редакцию молодежной газеты на должность фотокорреспондента.

Первая большая поездка по стране в качестве фотожурналиста у Владимира Сёмина случилась в семидесятые годы прошлого века. Это было путешествие по Сибири, Алтаю и Памиру. Во время этой творческой командировки фотограф побывал во множестве городов и поселков. Ее итогом стал богатейший фотоматериал о жизни великой страны – СССР.

С 1976 года Владимир Семин начинает работать в Агентстве печати «Новости». А вскоре стал свободным фотохдожником. Работы Владимира стали получать признание не только в СССР, но и во многих странах мира. Большой успех этот советский фотокорреспондент имел и на престижных мировых фотоконкурсах и фотовыставках. Чтобы понять и оценить уровень работ этого мастера, достаточно сказать, что он обладатель нескольких призов на престижнейшем конкурсе мировой пресс-фотографии  World Press Photo.

Кроме того, что Владимир Сёмин сам прекрасный фотохудожник, он так же является и наставником молодых. Многие современные российские мастера фотографии – его ученики.

Вот что рассказывает о себе сам Владимир Сёмин: «Я всегда стараюсь искать случайность. Обычно сразу я не могу попасть в точку. Случайность – это вообще мой язык в фотографии. У меня возникает либо чувство внутреннего притяжения к какому-либо моменту, либо чувство холодности. Второе, о чем хочется сказать. Из собственного опыта я вижу, сложная это ситуация или не сложная. Помимо того, что ситуация сложная, она может быть холодной. Но она должна прикипать душой. Это очень похоже на момент любви. Нет, это не экстаз, конечно. Но и экстазом это можно назвать в какой-то степени. Эта сцена может быть достаточно непродолжительной по времени, но снимать ее можно очень много. Обычно я снимаю все нюансы этой сцены. А уже потом, когда  я дома, когда я, что называется, остыл, я могу выбрать и сказать самому себе: «Вот это – мое, это мне близко».

Владимир Вяткин

Владимир Вяткин так же занимает достойное место в ряду мастеров российской фотожурналистики.  У этого человека очень интересная судьба. В профессиональную фотографию он пришел очень рано, можно сказать, еще совсем юношей, сразу после того как окончил школу. И сразу – в знаменитое Агентство печати «Новости». Естественно, он не сразу стал фотокорреспондентом. Первое время он работал там самым обыкновенным рядовым фотолаборантом. Потом стал учеником художника. По большому счету, Владимир Вяткин в этом агентстве проработал всю свою жизнь, начиная с 1968 года (Агентство печати «Новости» впоследствии было переименовано в РИА «Новости»).

За столь долгие годы работы в фотожурналистике Владимир Вяткин стал обладателем едва ли не самого большого числа всевозможных наград срнди всех российских мастеров этой нелегкой профессии. Только премию  World Press Photo он получал семь раз, в том числе и высшую премию этого престижнейшего конкурса — Golden Eye.

Владимир Вяткин, кроме всего прочего, так же и замечательный педагог. Многие из современных мастеров фоторепортажа являются его учениками.

«Фотография – это самый лучший учебник жизни —  считает Владимир Вяткин. – Она учит открытиям и переживаниям. Фотография – это энергия познания, открытия самого себя, самосовершенствования. Фотография в какой-то степени иногда даже может заменить определенный род литературы, дополнить ее».

Павел Кривцов

Этот фотограф-документалист – человек глубоко православный. Все его работы пронизаны неподдельной, искренней верой в Бога и верой Богу. Вполне естественно, что главная тема его творчества —  православие. Свою веру Павел Кривцов приносит и в свои фотографии. Его работы наполнены искренностью, любовью и настоящей правдой. Более полувека этот замечательный мастер фотографии и просто очень хороший и добрый человек фотографирует обыкновенных простых людей, которые оказываются в самых разных условиях, в разных ситуациях.

Фотографии Павла Кривцова принесли своему автору вполне заслуженную славу, и даже серьезное признание на международном уровне. Эти работы были отмечены высокими наградами на самых престижных фотоконкурсах планеты. Российский православный фотограф является обладателем самой высшей награды для фотографа — World Press Photo Golden Eye. (Золотой медали).

«Фотография для меня – это способ познания жизни, познания действительности, которая окружает меня. А еще это способ познания человека, его характера, житейских ситуаций, складывающихся вокруг различных людей. Мне всегда очень хочется,  чтобы мои фотографии были бы ненавязчивыми, но в то же время чтобы человеку хотелось их долго рассматривать» — говорит о себе мастер.