Вода. Движение в кадре

Фотографирование на довольно продолжительной выдержке помогает автору создавать удивительные пейзажные снимки, в которых присутствует водная поверхность – река, море или озеро. В нашей сегодняшней статье мы как раз об этой технике и решили с вами поговорить. Поможет нам в этом Томер Разаби (Tomer Razabi), владелец фирмы по приключенческим экспедициям в экзотические природные уголки нашей любимой планеты. Чаще всего Томер организует подобные экспедиции по Израилю, но и другие страны и континенты вызывают его интерес. Плюс ко всему, Разаби является внештатным фотографом-пейзажистом нескольких популярных изданий. В них он и рассказывает о своей любимой технике фотографирования – съемке водных поверхностей на длинных выдержках затвора.

Если у вас недостаточного опыта в подобного рода съемке, или вы не занимались чем-то подобным вообще, то вы легко можете запутаться, выбирая необходимую выдержку для фотографирования того или иного пейзажа. Каковы же особенности длинных выдержек? Как правильно подобрать скорость, на которой снимать воду? Вот об этом и пойдет сегодня речь.

Первым делом следует напомнить, что фотографирование на длинной выдержке – это давно и хорошо известная техника фотосъемки. Известная практически с самого начала фотографии. Больше того, фотография и начиналась с длинных выдержек! Короткими их сделать не позволяли светочувствительные материалы и сама механика затворов. А в самом-самом начале и затворов-то не было! Объектив фотокамеры фотограф открывал и закрывал крышечкой вручную.

Главная цель длительной выдержки – по возможности увеличить количество света, который через объектив попадает на светоприемник (раньше – фотопленку или фотопластинку, теперь – цифровую матрицу). Конечно, количество света увеличивает и размер отверстия диафрагмы, и значение ISO (светочувствительность). Но кроме всего вышесказанного, длинная выдержка позволяет создавать на фотографии интересные визуальные эффекты, которые изменяют видение и восприятие человеком движущихся объектов.

Сам Томер Разаби выделяет в этой технике два эффекта, которые можно назвать основными. Это акцент на движении и акцент на сглаживании движения в кадре. Рассмотрим каждый из них в отдельности.

1. Акцент на движении в кадре

Если с длинной выдержкой снимать объект, который находится в движении, например, никогда не стоящие на месте волны, водопад, бурный речной поток, или даже облака, то на фотографии можно передать их равномерное размытие в том или ином направлении. Это размытие дает ощущение движения. И это движение делает снимок намного интереснее и динамичнее.

Но для того, чтобы передать это движение наиболее ощутимо, наиболее сильно воздействовать на зрителя, нужно правильно подобрать выдержку, то есть скорость затвора. Как это сделать? Как не ошибиться?

Если снимаемый вами объект находится в состоянии непрерывного движения, например, это бурная река, водопад, плавно, но равномерно плывущие по небу облака, то чем выдержка будет длиннее, тем более гладкий и сильный акцент на самом движении вы получите на фотографии. Всё тут постигается опытным путем.  Если ваш объект движется довольно быстро, то можно начать его снимать с выдержки 0,5 секунды и постепенно удлинять ее. Чем медленнее движется объект, тем длиннее нужна выдержка.

Посмотрите для примера вот на этот снимок, сделанный Томером Разаби. Как говорит сам мастер, кадр был сделан примерно с 60 сантиметров от водопада, высота которого была чуть больше полуметра. Вода в водопаде, естественно, находилась в непрерывном движении и падала с уступа скалы. Первый снимок этого водопада Томер сделал с выдержкой около одной секунды. Эффект размытия потока воды получился хорошим. Но если сделать выдержку более длительной, то можно добиться такого визуального эффекта, что вода, которая находится внизу водопада, будет выглядеть очень гладкой, приятной и красивой, как бы бархатной, тёплой, как кожа младенца. Снимок, который вы перед собой видите, был сделан с выдержкой 20 секунд.

А как поступать в том случае, если объект движется не непрерывно, как поток реки, а с определенными интервалами, как, например, морские волны и пена, которые, нахлынув на берег, опять возвращаются в свою стихию? Тут вы будете вынуждены замерять время движения волны. Для этого вам потребуется секундомер или, на худой конец, просто часы с секундной стрелкой. Прохронометрируйте весь цикл движения волны – от того мгновения, когда она с силой вылетает на берег, потом возвращается в море, и опять выкатывается на пляж. Вот с такой выдержкой и нужно делать снимок такого движения воды. Она тут может длиться от полусекунды до двух-трех секунд.

Вот перед вами еще два снимка, сделанных Томером Разаби. Первый был снят с выдержкой 0,6 секунды, а второй 0,8 секунды. И в том, и в другом случае волна двигалась то вверх, то вниз с определенными четкими промежутками времени. Постоянного потока воды в одном направлении, как в водопаде или в реке, тут, сами понимаете, не было и не могла быть.

Первым делом автор снимков выбрал место, которое он будет фотографировать. После этого тщательно, причем, несколько раз, измерил время, за которое волна проходит полный цикл своего движения. Следующий этап работы – настройка значения ISO и диафрагмы. И лишь после этого Томер начал делать пробные снимки с разными по времени выдержками. Чем больше дублей вы сделаете, тем больше шансов будет для того, чтобы выбрать из всех их по настоящему замечательный снимок. Только не забудьте при такой съемке быть очень аккуратным. Ведь морская вода – это для вас хорошая среда для купания. Да и то не всегда, не в любое время года. А для вашего фотоаппарата она вызывает вполне реальную и достаточно серьезную опасность. Он не горит желанием искупаться даже в Мертвом море.

2. Акцент на сглаживании движения при съемке пейзажа

В некоторых случаях движение в кадре отвлекает внимание зрителя от более важных вещей, на которые хотел обратить внимание автор фотографии. Такое часто происходит при фотографировании водоемов. Причем, независимо от того, маленькое ли это озеро в живописном лесу, или огромный и бескрайний океан. Даже мелкая рябь на поверхности воды, не говоря уж о более серьезных волнах, создает специфическую текстуру, что отвлекает внимание рассматривающего фотографию, и он не замечает того, что в кадре по настоящему является главным. Любуясь этой водной рябью, можно даже не обратить внимание на передний план фотографии или на ее фон. Да и сглаженная текстура воды выглядит на снимке намного приятнее.

Как же правильно подобрать выдержку для получения такого сглаживающего эффекта?

Сделать это совсем не сложно. Для «удаления» с поверхности воды мелкой ряби затвору вашего фотоаппарата потребуется выдержка от 0,5 до 5 секунд. Если же вы решили «убрать» со своей фотографии крупные океанские волны, то вам потребуется выдержка от 10 секунд и более.

Вот перед вами еще одна фотография Томера Разаби. На ней изображено Мертвое море в Израиле. Снимок был сделан на выдержке 1/30 секунды. Ряби на воде не видно по одной простой причине – ее почти не было в тот день, когда снимал Томер. Движение воды по морской глади было весьма спокойным. А это —  чрезвычайная удача, выпавшая фотографу-путешественнику. Обычно Мертвое море бывает несколько суровее, и тогда на такой короткой выдержке подобного эффекта не добиться.

А вот этот кадр был сделан тем же автором на том же самом Мертвом море, но уже на выдержке 30 секунд. Дело в том, что в день этой съемки волны на поверхности моря были достаточно сильными. Поэтому Томеру пришлось воспользоваться ND-фильтром на 5 стопов. Сделано это было для того, чтобы как можно в большей степени увеличить время, на которое затвор фотокамеры остается открытым.  В противном случае, если снимать на более короткой выдержке, такой гладкости воды, как на этом снимке, получить бы ни за что не удалось. Этого эффекта автору нужно было добиться для того, чтобы акцентировать внимание зрителя на тех уникальных соляных образованиях, которые видны на переднем плане. Видите, каким гладким и бархатным получилось Мертвое море, хотя в этот день оно заметно штормило!  

А вообще, как считает Томер Разаби, фотографирование пейзажей на длинной выдержке при условии яркого дневного освещения даже для хорошего профессионала может оказаться нелегкой задачей. Что уж говорить о неопытных фотографах!  А в условиях недостатка света, ну например, в восходные или закатные часы, когда солнце находится достаточно низко над горизонтом и, оказываясь в кадре, светит прямиком в объектив, то кадры могут получиться переэкспонированными даже в том случае, если вы снимаете при низкой светочувствительности светоприемника и широко открытой диафрагме. Проблемы подобного рода можно решить при помощи ND-фильтра, который понижает количество света, который попадает на матрицу фотоаппарата.

Короче, чем больше вы практикуетесь в подобного рода съемке, говорит фотограф и путешественник Томер Разаби, тем быстрее разберетесь во всех тайнах фотографирования пейзажей на длительных выдержках, тем точнее научитесь подбирать необходимую в том или ином конкретном случае скорость затвора, тем красивее и выразительнее будут ваши снимки.