Ты готов сделать кадр?

Наша сегодняшняя статья адресована, в первую очередь, новичкам в фотографии. В ней мы хотим дать 10 советов тем, кто совсем недавно взял в руки фотоаппарат  и решил заняться не просто съемкой своих друзей и членов своей семьи, а именно творческой фотографией, фотоискусством. Но, впрочем, и простым хроникерам семейных событий наши сегодняшние советы тоже могут пригодиться. Главная цель и этой статьи, и этих советов в том, чтобы помочь начинающему фотографу развивать свое фотографическое мышление, фотографический взгляд на вещи, на окружающий мир. Все это позволит сделать их фотографии намного интереснее. Конечно, само собой разумеется, советы, изложенные в этой статье, не претендуют на всеобъемлемость. Чтобы по-настоящему понять фотоискусство,  этой статьи, разумеется, будет недостаточно. Для кого чтобы стать настоящим фотохудожником,  нужно читать серьезную литературу, изучать историю, теорию и практику фотографии. И, конечно же, общаться с профессионалами, не стесняться учиться у них, обращаться к ним за помощью.

1. Что вы хотите сказать конкретно этой своей фотографией?

Этот вопрос должен быть самым главным для фотографа. Его нужно  задавать себе всегда, как только вы взяли в руки фотоаппарат. Прежде чем нажать на спусковую кнопку вашей фотокамеры, подумайте, что же вы этой будущей фотографией хотите сказать своему зрителю. Многие  настоящие мастера фотографии ответ на этот вопрос знают даже  еще до того, как нажали на спуск. Как только вы для себя определитесь с ответом, вам сразу станет понятно, как поступить в той или иной ситуации, на что обратить внимание в первую очередь, какой объект в кадре должен стать главным, а какой второстепенным, вертикальным или горизонтальным будет снимок, какой будет его композиция. Если, например, вы хотите сфотографировать своего друга для того, чтобы потом порадовать или удивить его необычной фотографией, можно сделать серию снимков с целью поймать наиболее выгодный и удачный момент. А можно и всего один кадр сделать. Решать вам.

2. Какой объект в вашем кадре будет главным?

После ответа на первый вопрос, фотограф должен определить для себя, какой объект  в кадре будет главным. Это нужно для того, чтобы выделить этот объект тем или иным  образом. Способов выделения главного в кадре достаточно много.  Акценты можно расставить по-разному. Вспомните, например,  про золотое сечение, про правило третей. Подумайте о том, как взгляд  зрителя будет двигаться по вашей фотографии: сверху вниз, справа налево, или по диагонали. Главный объект можно выделить  светом, цветом,  контрастом, пропорциями . Совсем не обязательно, чтобы главный объект был в геометрическом центре фотографии. Очень хорошо взглядом зрителя руководят так называемые композиционные  направляющие линии.

3. Есть ли в кадре конкурирующий объект?

Идем дальше. С главным объектом в кадре  мы определились. Теперь нужно подумать  про объекты второстепенные, те которые будут с ним конкурировать,  оттенять своим присутствием основной  объект. Главная цель таких объектов — улучшить композицию кадра, придать фотографии определенный смысл, наполнить ее содержанием, глубиной. Но только начинающих фотографов тут часто подстерегает опасность. Дело в том, что второстепенное, конкурирующие объекты очень часто разрушают всю выстроенную фотографом композицию кадра, отвлекая на себя внимание зрителя. Вот поэтому и нужно подумать о том,  оставить тот или иной объект в кадре, или вовсе избавиться от него. Эти объекты можно, конечно, и не убирать, а лишь притенить, увести на второй план. Но, так или иначе, главная ваша цель – сделать их менее заметными.

4. Что в вашем кадре будет передним планом да, а что — задним?

Неправильный выбор заднего плана — достаточно частая ошибка начинающих фотографов. С задним планом нужно работать очень осторожно и аккуратно. Одна из самых коварных хитростей заднего плана заключается в том, что он может оттягивать на себя внимание зрителя от главного объекта. Прежде чем нажать на спусковую кнопку, постарайтесь еще раз проанализировать задний план будущего снимка. А что, если для того, чтобы он не отвлекал зрителя, сделать его размытым? А может быть второй план будет у вас одним из «действующих лиц» снимка, и тогда сделать его резким и четким? Думайте, пробуйте. Не бойтесь. Всё в ваших руках.

5. А что, если подойти поближе?

Следующая ошибка, которая очень часто наблюдается у новичков в фотографии, это то, что главный объект в их снимках выглядит очень мелким. И, в связи с этим, в кадр попадает великое множество совершенно не нужных деталей, которые оттягивают на себя внимание рассматривающего фотографию, она становится пестрой, порой даже в глазах рябить начинает. Как выйти из этой ситуации? Самый, пожалуй, простой способ – это приблизиться к объекту съемки. Вы слышали такую профессиональную поговорку – «Лучший зум – это ноги фотографа»? А если объект уж совсем маленький – вспомните про макросъемку.  Ну и, про зум, естественно, не забывайте. И просто про длиннофкусные объективы с фиксированным фокусным расстоянием.

6. Что у вас будет главным источником света?

Свет – это основа основ фотографии. Не было бы света – не было бы и фотографии. Вы не забыли, кк вообще переводится слово «фотография» на русский язык? Правильно. Светопись. То есть, рисование светом. А что делать, если света мало, если его попросту не хватает? Конечно, можно увеличить светочувствительность матрицы (значение ISO), сделать более длинной выдержку, пошире открыть диафрагму… Способов множество. Но все эти способы тоже достаточно коварны. Тут может быть и значительное увеличение шума на фотографии, и смазывание изображении, и шевеленка… Поставьте перед собой вопрос: «Какой источник света у меня будет сегодня главным? Достаточно ли он дает света? Где он расположен?». Вполне возможно, что для создания этого конкретного кадра вам потребуется еще один источник света, например, вспышка. А, может быть, лучше снимать на длинной выдержке со штатива? Решайте. Тут тоже,  как всегда, масса различных вариантов решения проблемы.

7. Ровный ли у вас получается кадр?

Что такое «неровный кадр»? Это когда горизонт завален, когда вертикальные линии архитектурных объектов искажены… Частая ошибка. Вспомните, например, фотографии колоколен или других башен, сделанные от их подножия. Или другие достаточно высокие здания… Очень некрасиво смотрятся фотографии, когда такие объекты на них «падают». В какой-то степени такие ошибки можно исправить в графических редакторах в процессе постобработки снимков. Но лучше, всё таки, уйти от таких искажений еще при съемке. 

8. А что, если снимать с непривычной точки?

Обычно все фотографируют с уровня глаз. Так сказать, с точки зрения человека. А что, если присесть? Встать на стул? Или лечь на землю, на травку? Залезть на дерево, на забор, сделать снимок с балкона? Пробуйте разные ракурсы, разные необычные точки, с которых снимаете. Поверьте, в этих случаях  очень часто получаются удачные и необычные, интересные кадры. Только поаккуратнее в этом плане будьте с людьми. Фигуры человека при такой съемке могут весьма заметно исказиться. Особенно если снимаете крупно и снимаете женщин… Мужики-то всё-таки не такие требовательные к этому…

9. Вертикаль или горизонталь?

Горизонтальный кадр – это наиболее популярная и самая распространенная  среди фотографов ориентация снимка. Реже делают снимки вертикальные. Иногда их называют «портретным» или «книжным» форматом. А что, если сделать снимок не вертикальный, не горизонтальный, а…диагональный? Не пробовали? Попробуйте. Наклонный снимок хорошо передает динамику движения, напряженность момента. И еще так можно снимать, если в кадре находится достаточно длинный объект,  и он не умещается в горизонталь. Диагональ-то всегда длиннее горизонтали и тем более вертикали!

10. Как зритель смотрит на фотографию?

Всё то, что будет изображено на фотографии, вы должны представить себе заранее. Посмотрите на будущий снимок как бы глазами зрителя. Что ему, зрителю, сразу должно броситься в глаза? А что потом, по мере дальнейшего «скольжения взглядом» по фотографии? На чем, кроме главного объекта, он должен остановить свое внимание? Надолго ли? Научитесь руководить зрителем, ставить ему свои условия, диктовать свои правила игры. Как мы уже говорили сегодня, для этого хорошо использовать направляющие линии и диагонали. Главное, удержать внимание зрителя в рамках кадра, не выпустить его из этих границ.

Ну вот и всё на сегодня. Размышляйте, думайте, тренируйтесь, экспериментируйте.