Соотношение сторон при фотосъемке пейзажа

При работе над фотопейзажем очень важное значение имеет правильный выбор соотношения сторон «картины». Грамотно подобранные пропорции ширины и высоты снимка способны существенно улучшить даже посредственный пейзаж. А если эти пропорции будут неправильными, то «рассыплется» композиция и отлично снятого пейзажа. Вот поэтому мы считаем, что на эту тему стоит порассуждать, и посвящаем ей сегодняшнюю статью, в которой постараемся дать вам несколько советов о том, как правильно выбирать соотношения сторон пейзажного снимка.

Композицию можно смело назвать главным, ключевым фактором, основой всего фотоискусства. Именно композиция делает фотографию значимой и хорошей. И это совершенно не зависит от жанра снимка – пейзаж это, портрет, натюрморт или репортаж. Композиция всегда и везде, в любом кадре должна быть идеальной. Ну, или, хотя бы, к этому нужно всегда стремиться. И немалую роль в построении композиции играют пропорции кадра, соотношение размеров его сторон относительно друг друга.

В фотографии, как и в любом другом виде изобразительного искусства, существует множество правил и законов.  Эти правила и законы принято знать (но не всегда —  соблюдать. Это незаконы физики или математики. Как говорили старые мастера фотографии, законы композиции нужно знать для того, чтобы их нарушать). Речь о правиле третей, например, или о так называемом «золотом сечении», или законе ведущих линий… Но вот беда. Когда мы непосредственно берем в руки фотокамеру и начинаем снимать, мы зачастую забываем о самом снимке. О том, что мы получим на нашей фотокартинке в конечном итоге.

Если мы правильно подберем соотношение сторон этой картинки, то композиция нашего снимка значительно улучшится. Например, таким образом можно подчеркнуть в кадре что-то важное, и в то же время отсечь ненужные, незначимые, отвлекающие внимание зрителя от главного детали и элементы.  Если же соотношение сторон будет неточным, неправильным, то это может разрушить композиционный баланс всей фотографии. Вот почему мы настоятельно рекомендуем вам думать о пропорциях кадра еще во время съемки. Научитесь представлять себе будущий снимок мысленно. Это умение даст вам возможность выбрать идеальную для конкретно этого снимка композицию.

К сожалению, о пропорциях сторон часто вспоминают на этапе постобработки снимка, при его кадрировании. Но это, чаще всего, есть не что иное, как стремление исправить неудачную композицию уже сделанного снимка.

Давайте подумаем о том, как же всё-таки конкретное соотношение сторон влияет на композицию снимка. Думаю, разобраться в этом будет совсем не сложно даже начинающему фотографу. Сегодня мы рассмотрим это на конкретных примерах. Из нашей статьи вы узнаете о нескольких распространенных вариантах соотношения сторон кадра, о достоинствах и недостатках каждого из них. Расскажем мы и о том, в каких конкретно случаях то или иное соотношение выгоднее использовать.

Некоторые фотографы и теоретики фотоискусства, между прочим, имеют на этот счет свое, особое мнение. Они считают, что кадрирование фотографий без учета устоявшихся пропорций размера сторон позволяет автору создавать своего рода уникальное соотношение, которое основано на его авторском видении композиции данного конкретного снимка, на его, автора, восприятии изображаемого пространства. Но этот подход имеет один минус. Он заключатся в том, что при работе с нестандартными форматами возникают порой серьезные проблемы с печатью и оформлением снимков. Вот поэтому мы и расскажем вам о стандартных, общепринятых форматах, форматах, знакомых большинству.

Формат 1:1 (квадрат)

При помощи такого формата фотографы обычно упрощают картинку с целью расположения главного объекта в геометрическом центре кадра. Так комфортнее глазу зрителя. Дело тут заключается в том, что так уж устроено человеческое мышление. Если ширина изображения равна его высоте, то меняется сам способ «чтения» фотографии.  У зрителя практически исчезает необходимость перемещать взгляд по плоскости картинки справа налево и сверху вниз. При квадратном формате кадра фотограф получает великолепную возможность отойти от правила, которое многие начитанные дилетанты считают незыблемым. Речь идет о линии горизонта. В квадратном формате кадра эту линию мы можем совершенно смело, ничего не опасаясь, разместить строго по центру. А главный объект «воткнуть» четко в ее центр. Не бойтесь, композиция кадра от этого только выиграет! Кстати, квадратный формат очень любят приверженцы минимализма в фотискусстве.

Формат 4:3

4:3 – стандартное соотношение, пропорции кадра для фотокамер, которые оборудованы матрицей 4/3. Высота кадра меньше чем его ширина. Что это означает? Это означает, что взгляд зрителя, подчиняясь законам психологии, естественным образом движется по изображению слева направо. Человек «читает» картинку как книгу, как написанный на бумаге текст. Но, если учесть тот факт, что изображение в этом формате пока еще довольно высокое по сравнению с шириной, такие пропорции картинки очень хороши для того, чтобы направить взгляд зрителя в нужном направлении, к главному смысловому или геометрическому центру снимка. Обычно это делается при помощи двух так называемых ведущих линий, которые от переднего плана картинки идут к главному объекту, увлекая за собой внимание рассматривающего фотографию человека. При таких пропорциях хорошо снимать широкоугольными объективами. В этом случае на изображении прекрасно передается глубина пространства, картинка становится объемной. Но, при всём при том, лишние, отвлекающие внимание детали в кадр не попадают.

Формат 6:4

Это классические пропорции кадра 35-мм фотопленки практически всех фотокамер второй половины прошлого века. Сейчас его иногда называют форматом 3:2 и он является стандартным для фотокамер с полнокадровыми матрицами и матрицами APS-C. Проще говоря, это практически все модели зеркальных аппаратов Nikon и Canon. Как и в формате 4:3, ширина этого кадра с такими пропорциями заметно отличается от его высоты. Это, как мы уже говорили выше, заставляет зрителя «читать» картинку слева направо. Хорошим решением композиции в таких пропорциях кадра является введение в картинку ведущих линий, идущих по диагонали.

У кадра 6:4 высота намного меньше ширины. И это создает фотографу при работе некоторые сложности.  Дело в том, что вертикальное пространство, с которым можно работать, в нём существенно ограничено. Если вы снимаете широкоугольным объективом, то детали, которые находятся на переднем плане, ввести в кадр будет весьма проблематично. А это приведет к тому, что все объекты, находящиеся на фотографии, будут казаться несколько разрозненными и композиция снимка может попросту развалиться.

Пропорции кадра 6:4 очень хорошо подходят для съемки таких пейзажей, на переднем плане которых немного или вообще нет значимых деталей. Если выстроить композицию кадра, учитывая эту закономерность, то пейзаж у вас будет очень хорошим.

Формат 16:9

Панорамный широкоэкранный формат. Этот формат поддерживался плёнкой Advanced Photo System (APS) в самом начале ее производства. Большую популярность тогда он не получил, и о нем на время подзабыли. Но несколько лет назад, когда в мире появились телевизоры и компьютерные мониторы, а также мобильные устройства с пропорциями 16:9, этот формат кадра вновь стал популярным.

Ширина кадра в этом формате намного больше высоты. Что из этого вытекает? А вот что. Работая с такими пропорциями, фотографу будет намного сложнее обратить внимание зрителя на передний план картинки, нежели снимая на форматы, описанными нами выше.  Но для пейзажей это формат, тем не менее, подходит очень хорошо. Особенно если вы снимаете пейзаж с значительного удаления, используя при этом объектив с большим фокусным расстоянием.

Формат 12:6

Или – 18:6, 2:1, 3:1.  Проще говоря, панорамный формат. Формат этот для съемки панорам является довольно-таки распространенным. Многими среднеформатными пленочными фотокамерами он тоже поддерживается. Иногда поддерживается и APS. Такое соотношение сторон кадра обычно получается и при склейке двух или более изображений в единое целое, в одну панораму, в один пейзаж. Фотографию такого формата в один кадр сделать очень сложно. Особенно если предполагается её крупноформатная печать.  Обычно кадры, которые должны стать частью такой панорамы снимаются объективами с большим фокусным расстоянием. Почему именно так? Для того чтобы «вытащить» те детали пейзажа, которые находятся на достаточном отдалении.

В таком формате практически исключается передний план. Его просто невозможно ввести в кадр.

«Портретный» режим

Сегодня мы намеренно рассказали вам в этой статье о том, какие существуют варианты соотношения сторон фотографического кадра в «пейзажном» формате. А вот в «портретном» формате, как нам кажется, вариантов для создания удачного пейзажа в несколько раз меньше. Для того, чтобы пейзаж, созданный в формате портрета, выглядел прилично, необходимо, прежде всего, сбалансировать композицию кадра. Соотношение сторон, близкое к 6:4, строит нам в этом деле серьезные препятствия. И всё потому, что высота снимка в этом формате значительно больше его ширины. Если вы хотите добиться, чтобы вертикальный пейзаж был по настоящему хорошим, то постарайтесь «заключить» его в более широкий кадр. Ну, например, 3х4, 6х7 или лучше всего 4х5. Последний из упомянутых форматов обычно любят опытные профессионалы, которые работают среднеформатными и широкоформатными фотокамерами. Пропорции 4х5 оставляют в пейзаже довольно мало места для неба. А небо способно испортить в кадре композиционный баланс.

Резюме

В этой статье мы попробовали показать вам на некоторых реальных примерах варианты использования различных пропорций, соотношения сторон фотографического кадра. Конечно же, мы прекрасно понимаем, что эти наши сегодняшние рекомендации далеко не идеальны (идеальным в искусстве ничего быть не может в принципе). Конечно же, они не могут быть подходящими для всех сюжетов, для пейзажей любого вида. Для каких-то фотографий, возможно, лучшим будет соотношение сторон, коренным образом отличающееся от тех, которые мы сегодня описали. Но всё же, хочется думать, эти основы теории соотношения сторон любого изображения на плоскости (неважно, в какой технике оно выполнено – живопись, графика или фотография. Это не играет в данном случае никакой роли) заставят вас хотя бы немного задуматься во время работы над вашим очередным пейзажем. А думать об этом нужно еще до того, как вы нажали спусковую кнопку затвора вашей фотокамеры. Не нужно снимать пейзаж бездумно. Пейзаж никогда не получится красивым, если вы не будете думать над ним.  Если вы будете снимать впопыхах, вытащив фотоаппарат из сумки, едва увидев перед собой красивую опушку леса или благоухающую цветочную поляну, вряд ли добьетесь успеха. Если вы усвоите для себя, что соотношение сторон фотографического кадра не намертво привязано к модели вашей фотокамеры, это даст вам возможность эффектно пользоваться знанием этих законов. И ваши пейзажи станут завораживающе красивыми и впечатляющими зрителя.