Шпаргалка по съемке текстур

Сегодня мы расскажем вам о том, как фотографировать различные текстуры. В этой статье мы дадим вам несколько советов по этому поводу, расскажем о методах фотографирования текстур, поделимся различными мыслями на этот счет. Тот, кто берется за подобную съемку, в начале своего творческого пути неизбежно допускает множество ошибок. Вот для того, чтобы вам таких ошибок избежать, мы и обобщили опыт нескольких фотографов,  и сегодня решили  поделиться им с вами.

Снимайте текстуру с автофокусом

Кристальная резкость – это одна из главных составляющих успеха в фотографиях текстур. Если текстура будет сфотографирована нерезко —  то снимок не будет хорошим. Фокус тут должен быть идеальным. Вот почему при такой съемке лучше всего пользоваться автоматической фокусировкой, как бы хорошо вы не владели съемкой без автофокуса, в ручном режиме. Малейшая нерезкость, смазанность, шевеленка —  и ваш снимок будет безнадежно испорчен. Нерезкость не исправишь никаким фотошопом.

Снимайте текстуру с правильного расстояния

Вторая важная составляющая успешной съемки текстуры – правильное подобранное расстояние, с которого вы будете снимать. Определенного правила тут нет и быть не может. Текстуры  можно фотографировать с любого расстояния, всё зависит от вашей задумки, от того что конкретно вы снимаете, от того, насколько много деталей вы хотите вместить в границы снимка, для какой цели вообще вы делаете этот снимок, каким объективом фотографируете…Но, тем не менее, существует несколько принципов, которые при подобной съемке следует учитывать. К примеру, при съемке объекта, детали которого часто повторяются, (забор, или кирпичная стена), нужно стараться сделать снимок как можно шире. Чем больше этих однообразных элементов войдет в кадр —  тем этот кадр будет интереснее, тем лучше будет передана текстура объекта. А вот некоторые объекты другого плана, ну, например, окно, или что-то похожее на него, лучше снимать отдельно, так, чтобы этот объект заполнил собой всю площадь кадра.  А если вы фотографируете текстуру ткани или одежды – то на снимке вам важно получить как можно больше подробных деталей. Вот поэтому такую съемку нужно вести с очень близкого расстояния.

Снимайте текстуру с правильного ракурса

Ракурс —  это угол, под которым вы фотографируете. Текстуру лучше всего фотографировать под углом 90 градусов, то есть непосредственно, как говорят, «в лоб». Объект съемки должен «смотреть» прямо в ваш объектив. Это необходимо для того, чтобы передать на снимке эффект «плоской текстуры», эффект плоскости снимаемого объекта. В противном случае, если вы будете снимать, допустим, чуть сверху или чуть снизу, исказится перспектива и снимок придется выравнивать в графическом редакторе. А это, согласитесь, далеко не самый лучший вариант исправления фотографию.  Так что изначально старайтесь делать снимки под прямым углом.

Старайтесь снимать текстуру без теней, отражений и бликов

Лучше всего текстуру фотографировать при равномерном освещении. Идеально для такой съемки подходит облачная погода. В этом случае отсутствует непосредственный прямой солнечный свет, который, как вы наверняка знаете, освещает поверхность, которую вы фотографируете, достаточно грубо. Облака, закрывающие собой ярко светящее солнце, образуют как бы естественный софт-бокс, значительно смягчают его грубый свет, делают свет намного более мягким.

Погодные условия перед тем, как вы отправитесь на «охоту» за текстурами, вам придется проверять постоянно. Ну, а если уж вы не хотите быть «метеозависимым» в фотографии, то есть сковывать себя природными условиями погоды, рекомендуем приобрести  рассеиватель. Рассеивателем вполне возможно перекрыть яркие лучи солнца, падающие непосредственно на объект съемки, и тогда снимаемая вами поверхность будет освещена равномерно, мягко  и достаточно хорошо.

А вот теней при съемке текстур нужно избегать. Причем, теней любого типа, любого происхождения. Если на объекте вы видите тень —  всё, не снимайте, зачехляйте аппаратуру,  уходите. Или ждите, когда тень уйдет. При пост-обработке тень с фотографии убрать практически невозможно. А с тенью текстура кажется неприятной и некрасивой.

При такого рода съемке нужно избегать и бликов. Избавиться от бликов поможет бленда. В некоторых случаях можно призвать на помощь УФ фильтр. Это стёклышко на объективе отфильтрует некоторую соствавляющую спектра солнечного света и значительно улучшит вид вашей фотографии.

А еще при съемке структур нужно опасаться отражений. Фотографирование текстур отражающих поверхностей —  самый сложный вид съемки текстур. Снимать стекло, металл, глянцевый пластик очень и очень непросто. Тут вам на помощь придет поляризационный светофильтр. Ну, а уж если и с поляризатором ничего не получается – последний выход – вести съемку в темной комнате, используя несколько софт-боксов.

При съемке текстур избегайте маленькой глубины резко изображаемого пространства

Все мы любим маленькую глубину резкости. Особенно при макросъемке. Хорошо смотрятся портреты, сделанные с маленькой глубиной резкости. Но вот при съемке текстур маленькая глубина резко изображаемого пространства для фотографа – самый главный враг. При использовании классического стандартного объектива с узкой апертурой    (например, Canon 50mm f1.8), глубина резкости будет минимальной. Снимать текстуру нужно при диафрагме минимум 2.8 и выше. При более широкой диафрагме некоторые мелки детали объекта могут выпасть из полосы резкости, а резкость, как мы уже писали сегодня, на фотографии текстур должна быть идеальной. Как говорят старые мастера, звенящей.

При съемке текстур устанавливайте правильную экспозицию

Это тоже очень важно в такой работе. Про правильный выбор диафрагмы мы уже сказали сегодня. Теперь про светочувствительность (значение ISO) и скорость затвора, То есть выдержку. Светочувствительность должна быть минимальной. При высокой светочувствительности значительно увеличивается цифровой шум. А он, естественно, очень плохо смотрится на фотографиях текстуры, особенно если структура объекта съемки достаточно мелкая. Ну, например, ткань. Вот почему при съемке текстур мы не рекомендуем поднимать светочувствительность выше чем 800 единиц ISO. Иначе при печати в большом формате или при просматривании фотографии в высоком разрешении восприятие текстуры зрителем будет испорчено.

При съемке текстур правильно выбирайте выдержку

Скорость затвора при съемке текстур тоже очень важна. Выдержка зависит в основном от условий освещения и от того, каким оборудованием вы работаете. Если вы фотографируете с рук, то снимайте с выдержкой около 1/60 доли секунды. Можно и выше. Чем выше, тем лучше. Тем меньше шанс того, что ваша рука дрогнет и кадр получится с шевеленкой.

Вообще правильная экспозиция тут очень важна. Настоятельно рекомендуем избегать излишнего засвечивания плоскостей, которые вы фотографируете. Пересвеченые участки на фотографии не восстановить ни в каком графическом редакторе. Можно даже рекомендовать фотографировать текстуры с небольшой недодержкой, так как увеличить яркость в фотошопе или других программах намного проще, чем исправить пересвеченные участки.

Текстуры всегда снимайте в формате RAW 

Это тоже очень важно. Рекомендуем обратить серьезное внимание на формат съемки. Формат RAW позволяет  фотографу намного лучше контролировать свою работу во время постобработки снимков. Этот форма дает  во много раз больше возможностей в этом плане, делает  постобработку  более гибкой. Конечно, снимки, сделанные в  этом формате, занимают намного больше места на флэшкарте, это не привычный JPG. Но конечный результат этих жертв стоит. Так что настоятельно рекомендуем поставить на свой фотоаппарат хорошую флэшкарту с достаточно большим объемом. А если уж у вас не такая большая флешка, то можно использовать другой вариант. Отключите одновременную съемку в формате RAW и JPG. Оставьте только RAW. В этом случае ваши снимки будут занимать на карте намного меньше места и сэкономят «пленку» еще для нескольких сюжетов.

Фотографируйте текстуры со штатива
Если вам приходится фотографировать  текстуры при недостаточном освещении, или даже в полной темноте, но ваша цель — получить хорошие результаты, естественно нужно  вести съемку на длинных выдержках. Если в этом случае вы будете фотографировать с рук, смазывание изображения практически неизбежно. Так что,   ничего делать не остается, и приходится применять штатив.  Без него тут просто не обойтись. Только при съемке со штатива вы получите хорошие результаты.

При фотографировании структур со штатива используйте дистанционный спуск затвора

Работая в условиях плохого  освещения, как мы уже сказали, приходится снимать со штатива. При таком виде съемки вам потребуется устройство дистанционного спуска затвора. Это устройство помогает фотографу избежать вибрации фотокамеры во время нажатия рукой на спусковую кнопку. Если у вас такого устройства нет (а оно достаточно дорого),  можно использовать таймер, который имеется практически на всех современных фотокамерах. Его еще называют автоспуском. Установите таймер на несколько секунд, и отойдите от камеры подальше. Автоматика  вместо вас  спустит затвор фотоаппарата, и, таким образом, собственно фотографирование произойдет без вашего непосредственного участия.

При съемке текстур никогда не используйте широкоугольный объектив
Как известно широкоугольные объективы, особенно в недорогих мыльницах, в значительной степени искажают изображение.  «Заваливают»  его по углам, искажают вертикальные и горизонтальные прямые линии и многое другое. (Попробуйте сфотографировать широкоугольником с очень близкого расстояния ну, например, лицо лучшего друга. Он не обидится.  Вы все наверняка видели подобные фотографические шаржи!) Именно по этой причине фотографировать плоскости (а текстура чаще всего и есть плоскость) широкоугольным объективом далеко не самый лучший вариант в работе с текстурами. Конечно, в некоторой степени, подобного рода искажения без труда можно исправить в практически любом графическом редакторе во время постобработки снимка, но стоит ли тратить на это ваше драгоценное время, если есть возможность уйти от этих искажений еще на этапе фотографирования? Как? Очень просто. Не снимать короткофокусным объективом. Для фотографирования текстур удобнее всего пользоваться классическим стандартным объективом с фокусным расстоянием 50 мм. Такие объективы стоят на всех зеркальных фотокамерах. И на компактных фотоаппаратах объективы настроены тоже примерно так же. Какие же плюсы использования подобной оптики для съемки текстур? В первую очередь, такие классические объективы не дают геометрического искажения объекта съемки, что очень важно и о чем мы сегодня уже говорили. Второе —  при диафрагме 2.8 они дают великолепную резкость при работе в режиме автофокуса. Ну, а если у вас нет фикса на 50 мм, (объектива с постоянным, фиксированным фокусным расстоянием 50 миллиметров), то снимайте обычным штатным зумом. Установив на нем фокусное расстояние, соответствующее 50 миллиметров при полной 35-миллиметровой матрице. В этом случае искажения в пропорциях и геометрии у вас будут практически сведены на нет.

Подумайте о том, где вы будете снимать текстуры

Последнее, о чем мы хотели бы сегодня сказать, это рекомендации обратить внимание на изучение того места, той области, где вы решили фотографировать текстуры. Прогуляйтесь по этому месту несколько раз до того, как вы придете туда с фотоаппаратом. Понаблюдайте за освещением. Это позволит вам решить для себя, как вы будете фотографировать тот или иной объект, какая фотоаппарат вам потребуется для работы, какой объектив. Возможно, вам придется захватить с собой еще какое-то оборудование – штатив, отражатели, еще что-то… Составьте для себя список тех объектов,  которые вы решили сфотографировать. Этот нехитрый прием позволит вам сэкономить драгоценное сегодня время, и к нужному объекту в нужный час вы придете уже во всеоружии, с той аппаратурой, которая вам будет необходима для работы.

Ну, вот и всё на сегодня. Хочется надеяться, что наши советы будут полезными для вас, и вы примете их во внимание. Удачных вам снимков!