Рынок шоколада отходит от кризиса: потребители снова готовы покупать сладости

Фoтo: aгн мoсквa

Двe трeти всex прoдaвaeмыx в Рoссии шoкoлaдныx кoндитeрскиx издeлий приxoдится нa шoкoлaдныe кoнфeты (в кoрoбкax и врaзвeс). Oстaвшaяся трeть остается шоколаду в плитках и батончиках с начинками или без них. Добавим, что более 60% шоколада, предназначенного для российского потребителя, приходится на молочный. Доля темного и горького — около 35%, а белого — 5%.

Главная аудитория, на которую рассчитана данная продукция, конечно же, дети. До 80% всех новогодних подарков состоит именно из шоколадных конфет или шоколада. Это условие прописано во всех конкурсах госучреждений при формировании детских подарков. Отсюда и традиционный пик спроса, который приходится на ноябрь-декабрь. А другие столь желанные для кондитеров месяцы — февраль-март, когда в центре шоколадного внимания оказываются женщины всех возрастов.

Конкуренция на российском рынке шоколада невелика: около 80% производства шоколадных изделий приходится на пять игроков, четыре из них — транснациональные корпорации и только один — российский холдинг.

Как показывает статистика, Россия не только восстанавливает докризисное производство шоколада, но и щедро делится своей сладкой продукцией с окружающими странами. Около четверти всей шоколадной «кондитерки», производимой в стране, идет на экспорт. В тройку лидеров входят Казахстан, Китай и Беларусь. А всего в списке наших покупателей порядка 50 стран. География самая широкая: от США и ФРГ до Японии с Австралией. Почитатели нашего шоколада есть даже в Сомали.

При этом шоколад, впрочем, как и вся кондитерская отрасль, чутко реагирует на процессы, происходящие в нашей кризисной экономике. По словам исполнительного директора ЦИКР Елизаветы Никитиной, среднедушевое потребление всех кондитерских изделий в России на июнь вернулось на уровень докризисного 2014 года (24 кг в перерасчете на год), но больше не растет. Положение, возможно, улучшится к традиционному пику предновогодних продаж, но не сильно. Как напомнила эксперт, шоколад чутко реагирует на поведение рубля: сырье (какао-паста и какао-масло) закупается за рубежом. В первые недели июля в магазинах шоколад немного прибавил в цене пропорционально ослаблению рубля.

Напомним, что обвал «деревянного» в 2015 году привел к подорожанию шоколадных изделий почти на 40%, что отпугнуло потребителя. Сейчас рост цен на «кондитерку» не превышает средней продовольственной инфляции. Относительная стабильность понемногу возвращает россиян к любимому шоколаду. Елизавета Никитина отмечает: «После двух лет снижения сейчас происходит обратный тренд по восстановлению потребления, причем зачастую за счет роста спроса именно на шоколад, который отличает более высокая стоимость по сравнению с другими видами кондитерской продукции».

Надолго ли этот позитивный тренд, рубль покажет.