Развиваем в себе фотохудожника

Вы талантливы? Вы креативны? Вы сами так считаете, или талантливым и креативным вас называют друзья и знакомые? В любом случае, креативность, как и любой другой талант, если уж он дан вам свыше, нужно развивать. Использовать, так сказать, искусственную его стимуляцию. Подталкивать себя. Делать всё для того, чтобы этот талант в вас не затухал и не пропал бы вообще. А такое, между прочим, вполне возможно. Вот об этом подталкивании самого себя, о тренинге креативности мы и решили сегодня поговорить с вами.

Идей, упражнений, которые помогут вашему таланту креативности поддерживать свою форму в тонусе, великое множество. Эти упражнения очень хорошо вдохновляют фотографа, расширяют границы его творческого полета и вдохновения. На различных сайтах, в книгах и журналах по фотографии эти упражнения давно и подробно описаны известными фотографами и теоретиками фотоискусства. В этой статье мы вам сегодня расскажем лишь о некоторых таких упражнениях. Критериями нашего выбора были: 1. Минимальная привязка к конкретному месту. 2. Эти упражнения связаны с использованием фотокамеры. И, наконец, 3. Это просто веселые упражнения.

Эти упражнения, как мы уже сказали, известны давно. Так же давно они показали свою эффективность на практике. Вот поэтому, наверное, они описаны не только в книжках, но и передаются фотографами по наследству, из уст в уста, от поколения к поколению.

Итак, поехали.

Упражнение 1. Две дюжины

Для выполнения этого первого упражнения вам нужно выбрать себе какое-нибудь место. Точнее даже точку. Встать в эту точку и, не сходя с неё, сделать две дюжины, то есть 24 кадра. Причем, кадры должны быть уникальными, не похожими друг на друга. Перемещаться с избранной точки никуда нельзя. Никуда. Даже если вы встали, например, напротив самого обыкновенного забора. Ваш опыт будет весьма поучительным. Сделав 10-12 снимков, вам может показаться, что все возможные варианты уже исчерпаны. Не торопитесь. Креатив начинается именно отсюда. Именно с этого момента. Старайтесь выжать всё, что в ваших силах, из вашей фотокамеры, оптики, из того что вы снимаете. И, естественно, из своей собственной головы. Напрягите все до одной клеточки собственного мозга.

Упражнение 2. Один десяток

Возьмите в руки какой-нибудь предмет. Взяли? А теперь подумайте, как можно сфотографировать этот предмет минимум десять раз. То есть сделать не десять одинаковых фотографий, а десять уникальных, не похожих один на другой снимков. Хитрить не надо. Не считайте, например, что двор вашего многоэтажного дома — это маленький предмет. Можете даже усложнить себе задачу. Возьмите предмет совсем маленький и очень простой. Ну, например, карандаш, канцелярскую кнопку, гайку какую-нибудь ржавую, в конце концов. Чем сложнее задачу вы себе поставите, тем интереснее будет ее выполнять.

Упражнение 3. Четыре угла

Для выполнения этого упражнения вам будет нужно выбрать один объект. И сделать четыре фотографии этого объекта, каждый раз располагая его в одном из четырех углов кадра. А потом перейдите на другую строну этого объекта, и проделайте это упражнение еще раз. И таким образом сфотографируйте его со всех четырех сторон по четыре раза. Это очень хороший тренинг, уверяем вас.

Упражнение 4. Искусственные ограничения

В один из съемочных дней придумайте себе какое-нибудь ограничение. Какое? Любое. Ну, хотя бы, одно из этих:

  • Снимайте только в ручном режиме. Забудьте про то, что ваша фотокамера умная и может сама за вас думать.
  • Снимайте только одним объективом. Если у вас вообще объектив только один, снимайте на одном фокусном расстоянии.
  • Делайте только черно-белые снимки. Сделайте вид, что цвета сегодня вообще не существует. Что цветную фотографию еще не изобрели.
  • Посвятите работе всего один час. Ну, например, с 13.15 до 14.15. Не снимайте ни до, ни после этого времени.
  • Снимайте только в одном месте. Другого места для съемки для вас сегодня просто нет. Не пускают вас туда. Не дали пропуск.
  • Все кадры делайте с недодержкой или передержкой. Очень интересно, что у вас получится.
  • Фотографируйте всё что угодно, но чтобы в кадре не было людей.
  • Используйте только точечный замер экспозиции.
  • Снимайте так, чтобы в вашем кадре не было ни одного здания.
  • Фотографируйте только то, что выше вас.
  • Фотографируйте только то, выше чего вы.
  • Фотографируйте только сидя.
  • Фотографируйте только стоя.
  • Исключите из своих кадров какой-нибудь цвет. Ну, например, зеленый.
  • Исключите из своих кадров всё металлическое. Или деревянное.
  • Вариантов ограничения самого себя можно придумать очень много. Придумывайте. Это очень хорошее упражнение.

    Упражнение 5. Фотографируем «на пленку»

    На один съемочный день забудьте о том, что ваша фотокамера – цифровая. Представьте себе, что вы зарядили в нее фотопленку, в которой, если вы еще помните, было всего лишь 36 кадров. Представили? А теперь идите и снимайте. Но учтите, что прежде чем нажать на спусковую кнопку затвора, каждый раз вам придется задумываться о том, стоит ли делать этот кадр или не стоит. Ведь «пленки» то у вас мало и она очень быстро может «кончиться»! Если это упражнение не приучит вас к обдуманной съемке, то усложните себе жизнь. Вставьте в свой аппарат «пленку» на 24 кадра. Или совсем дорогую, доставшуюся вам по большому блату но, увы, очень маленькую катушечку в 12 кадров. Кстати, в истории фотографии был такой период, когда снимали на фотопластинки. А они были очень хрупкие и очень тяжелые. И именно по этой причине большое их количество брать с собой на съемку было весьма проблематично. В дальние путешествия тогда фотографы ездили не с одной легкой сумочкой, как сейчас, а загрузив на извозчика полтора десятка увесистых чемоданов.

    Упражнение 6. Двенадцать абстракций

    Для выполнения этого упражнения возьмите один предмет и сделайте двенадцать его абстрактных снимков. В работе вам может потребоваться макрообъектив.

    Это упражнение на первый взгляд очень похоже на упражнение № 2. Но это не совсем так. Абстракция должна подтолкнуть вас к чему-то более глубокому и умному.

    Упражнение 7. Портативный субъект

    А теперь нам потребуется такой предмет, который всегда можно будет носить с собой. Положите его в свою сумку или карман, и отправляйтесь на съемку. Фотографируйте этот предмет в самых разных и необычных местах. В различных ситуациях. Включайте ваше творческое мышление. Снимите этот предмет, например, на лавочке в городском сквере. Просто на асфальте под ногами прохожих. В руках ребенка. На ступеньках лестницы. Укрепите каким-нибудь образом на дереве. Приколотите гвоздем к забору. Вариантов масса. При этом делайте такие фотографии, чтобы потом их можно было смело показать на серьезной фотовыставке. Подходите к делу со всей тщательностью. Работайте с композицией, светом, цветом…

    Упражнение 8. Селфи, но не селфи

    Выполняя это упражнение, вы будете фотографировать самого себя. Но при этом снимки не должны стать банальным селфи. Стройте композицию снимка так, чтобы главным героем кадра, его смысловым центром были бы вы сами. Снимки должны быть интересными, а не просто типа «я на фоне дома, в котором жил Пушкин» или «я со своей любимой бабушкой». Композицию каждого снимка продумывайте тщательно и серьезно, до мельчайших деталей. Конечно же, вам потребуется штатив. Снимать придется с автоспуском. Сначала придумайте идею снимка, постройте композицию кадра. Потом найдите в этой композиции место для самого себя. Установите фотокамеру на штатив, включите автоспуск и и займите свое место в кадре. Повторим: каждый снимок должен быть интересным, уникальным и, главное, содержательным.

    Упражнение 9. Лотерея

    Теперь нам потребуется шапка, кастрюля или какая-либо другая емкость и десятка два-три бумажек, на которых вы напишете по одному — два слова. Написали? Теперь сверните бумажки рулончиком и бросьте в шапку. Перемешайте. Начинайте вытаскивать по одной. Развертывайте рулончик, прочитайте, что вам досталось. Берите фотокамеру и начинайте снимать.

    Вы спросите, что можно написать на этих бумажках? Да всё что угодно, всё что вам только может придти в голову. Ну, например:

  • Квадратики
  • Красное
  • Грусть
  • Мягкий фокус
  • Двери
  • Движение
  • Стекло
  • Отражения
  • Тень
  • Панорама
  • Размытость
  • Действие
  • Бездействие
  • Погода
  • Буква А
  • Цифра 7
  • Малая глубина резкости
  • Отрицательное пространство
  • Положительное пространство
  • Теплое
  • Холодное
  • Твердое
  • Мягкое
  • Жидкое
  • Кислое
  • Ну вот, теперь вы научились генерировать идеи?

    Упражнение 10. Перемена

    От перемены мест слагаемых сумма… меняется. Меняется сумма вашего креатива. Меняется его вес. После выполнения этого упражнения (как, впрочем, и всех других упражнений, описанных сегодня), в вашем творчестве должно хоть что-то измениться. Упражнение простое: смените свое амплуа. Вы считаете себя фотографом-пейзажистом? Поработайте над портретом в студии. Вы снимаете товар для интернет-магазина? Попробуйте сделать репортаж с какого-нибудь мероприятия. Ну, и так далее. Полезно.

    Упражнение 11. Девять элементов

    Нижеперечисленные девять элементов нужно совместить в одном кадре. Сложно? Да, сложно. Но отступать не надо. Пинайте, пинайте себя. Смелее. Вы же хотите развивать свою креативность, хотите не дать закиснуть своему таланту? Ну вот, фотокамеру в руки и вперед. В парк. В лес. На улицы родного города. Ваша цель на сегодня – сделать хороший, интересный, креативный снимок, в котором должны быть:

  • Свет
  • Тень
  • Линия
  • Фигура
  • Форма
  • Текстура
  • Цвет
  • Размер
  • Глубина
  • Этот список можно расширить, то есть усложнить свою задачу.

  • Фокус
  • Тональность
  • Качество света
  • Паттерн
  • Отрицательное (негативное) пространство.
  • Хотите еще больше усложнить свою задачу? Есть такой вариант: снимайте по одному кадру для каждого элемента.

    Упражнение 12. Шаги

    Как вы думаете, не пора ли нам прогуляться? А что, идея совсем неплохая. Заодно и поупражняемся в креативности. Фотоаппарат только не забудьте. Гулять пойдем туда, где нам давно, очень давно, хотелось пофотографировать, да, что называется, всё руки не доходили. А во время прогулки будем останавливаться и снимать. Будем делать интересные, уникальные кадры. Но с одним условием: останавливаться для съемки будем через определенное количество шагов. Какое число вы любите? 22? 13? 187? Решите для себя, через какое количество шагов вы будете останавливаться и фотографировать. Напомним: снимки должны быть не случайными, а интерсными и креативными. Проще говоря, выставочными.

    Упражнение 13. Две поездки (или два похода)

    Забудьте на время о том, что у вас есть фотоаппарат. Оставьте его дома. И опять, как и в предыдущем упражнении, отправляйтесь погулять. Можно даже поехать куда-нибудь подальше. А по пути в ту строну (куда вы идете или едете) ищите потенциальные кадры. Хорошие кадры. Интересные. Креативные. Добрались до места, которое вы для себя наметили как конечный пункт прогулки? Ну вот, а теперь возвращайтесь обратно. Возвращайтесь за своей родной и любимой фотокамерой. Причем, возвращайтесь тем же маршрутом, что шли (или ехали) в ту сторону. И опять ищите! Ищите то, что вы хотели бы сфотографировать! Приехав домой, забирайте свой фотоаппарат и идите этой же дорожкой, но при этом уже фотографируйте то, что вы наметили сфотографировать.

    Можно, конечно, и первое путешествие совершить с фотокамерой в сумке, не доставая ее оттуда. Но стоит ли? Лучше потерпите. Больше эффекта будет от упражнения.

    Упражнение Х. Придумайте себе свое упражнение!

    Перечитайте внимательно еще раз описания предыдущих тринадцати упражнений. И на их основе придумайте какое-нибудь свое, собственное, креативное упражнение. Придумайте свой рецепт, свой способ тренинга, способ развития творческого мышления, развития креативности.

    Описанные нами упражнения – конечно же, далеко не все, которые придумали практики и теоретики фотоискусства. Их великое множество. Они описаны в учебниках, книгах и журналах по фотографии. Некоторые из них имеют вид творческого задания. При выполнении этих заданий вам порой придется покидать свое тепленькое, насиженное домашнее гнездышко, покидать «зону комфорта», погружаться в нечто неизведанное для вас, в необычное.

    Не стоит увлекаться творческими упражнениями, которые основаны на технической стороне вопроса, то есть исследовании технических возможностей вашей фотокамеры. Нет, конечно, знать свою фотокамеру, понимать и чувствовать ее конечно же нужно. Но не стоит заморачиваться на меню этого диковинного изобретения конца 20 века. Уверяем вас, это не самый лучший способ развития креативности. Согласитесь, чем меньше у вас инструментов, тем сложнее сделать какое-нибудь изделие. Например, если у вас в наличии будет полный набор современного строительного инструмента и оборудования, то дом построить можно будет быстро и без особого труда. А попробуйте-ка построить дом так, как строили раньше – посредством одного топора! То-то! Так и тут, в фотографии. Для того, чтобы развить свою креативность, нужно сосредотачиваться первым делом не на технической стороне вопроса, а на творческой. А техника придет сама собой. По мере накопления опыта работы.

    И последнее на сегодня. Все эти упражнения должны вдохновлять вас на творческие поиски, на творческую работу. Они не должны быть нежелательными, не должны быть обязаловкой. Они должны приносить вам радость и творческое удовлетворение.