Работаем в полнолуние

С полной луной связано много мифов и легенд. Она создаёт чарующее впечатление на людей. Фотографии луны при правильной съёмке также приобретают то волшебство, которое льётся с небес на землю в полнолуние.

Пункт 1: Оборудование

При съёмке в ночное время обязательно нужно использовать штатив. Фотографировать придётся на длинной выдержке, а в руках камера будет дрожать. Чтобы получить достаточно крупный план луны следует использовать объектив с фокусным расстоянием не меньше 200мм. При таком зуме дрожание камеры будет ещё сильнее сказываться на чёткости изображения. Если использовать объектив с более маленьким фокусным расстоянием, то луна будет очень мелкой.

Пункт 2: Выбор места для съемки

Выбрать день съёмки и найти подходящее место для фотографирования нужно заранее. Узнать о приближении полной луны можно на метеосайтах или благодаря личным наблюдениям. Время съёмки также нужно определить заранее. Луна появляется на небе через полчаса после захода солнца. Это значит, что начинать снимать можно не глубокой ночью, а вечером. В каждой местности солнце всходит и заходит в разное время, так если в Киеве летом в 9 часов вечера может быть уже темно, то в Питере полная темнота может вовсе не наступить.

Заранее за день или несколько дней желательно пойти на место съёмки со всем оборудованием и попробовать поснимать ещё не полную луну. Так вы сможете выбрать наилучший ракурс и настройки для полнолуния.

Пункт 3: Настройка перед съёмкой

Если вы за несколько дней приезжали на место съёмки, то этот пункт не вызовет затруднение. Вы уже знаете в какое время и в каком месте будет находиться луна. Установите штатив и камеру заранее. Когда луна взойдёт, она быстро будет подниматься от горизонта. Драгоценные кадры могут быть утеряны, если вы хотите сфотографировать не только луну, но и пейзаж. Вы же именно ради пейзажа выбирали место. И луна должна в него точно вписываться. Просто луну на тёмном небе можно было фотографировать и из окна своего дома.

Пункт 4: Построение кадра

На репетициях съёмки вы уже должны были определиться с кадрированием, подумать, какие объекты должны попадать в кадр, а какие нет. Если вы не репетировали, то действовать нужно быстро и чётко, но не торопиться, чтобы в спешке не испортить кадры, которые переделать уже не получится как минимум до следующего полнолуния, и нет никакой гарантии, что в следующее полнолуние небо будет чистым. Попробуйте сделать снимки в портретной ориентации.

Чтобы луна занимала всю площадь кадра, нужно использовать объектив с фокусным расстоянием не меньше 600 мм.

Пункт 5: Экспозамер

В тёмное время суток на автоматику полагаться не следует, тем более, когда в кадре будет один крупный и яркий объект, а вокруг темнота. Чтобы не делать выдержку слишком длинной диафрагму лучше приоткрыть шире. Автофокусировка не сможет гарантировать точность, поэтому нужно будет переключиться на ручное управление.

При съёмке на длинной выдержке луна может терять детали и превращаться в белое пятно. Поэтому следует уменьшать выдержку или вносить экспокоррекцию на -1 или даже -2 ступени. При этом детализация переднего плана уйдёт в чёрный цвет. Чтобы это исправить можно использовать технику HDR.

Пункт 6: Настройка параметров камеры

Светочувствительность матрицы ISO нужно использовать минимальным. В темноте может появляться много шума, а нам это не нужно. Учитывая то, что съёмка ведётся со штатива, слабую светочувствительность можно компенсировать более длинной выдержкой.

Пункт 7: Начало редактирования снимков

Фотографии скорее всего получатся тёмные. Поэтому их придётся подредактировать в графическом редакторе. Adobe Lightroom подойдёт лучше всего, однако остальные редакторы ничем не хуже.

Пункт 8: Правка экспозиции

Экспозицию снимка придётся поднять примерно на два пункта. Если появилось заметное виньетирование, от него лучше избавиться. Благодаря инструментам Lightroom можно увеличить яркость слишком тёмных участков и не трогать детализацию луны. Или можно подойти к этому иначе. Поднять общую экспозицию и затемнить области, находящиеся на луне, чтобы сохранить её кратеры и моря.

Пункт 9: Избавление от пыли

На уменьшенном снимке пыль не будет видно, но при увеличении снимка до 100% часто можно невооруженным взглядом увидеть пыль. Избавиться от этих изъянов не сложно. Графические редакторы предлагают множество инструментов для этого.

Пункт 10: Работа со светом и тенью

Чтобы детализация луны сохранилась, нужно внимательно поработать с параметрами highlights и Blacks. Если вы работаете в Photoshop, можно использовать маски и различные корректирующие слои.

Пункт 11: Выравнивание яркости

Если луна окажется слишком яркой, она будет выбиваться из общей картины и отвлекать на себя всё внимание. Яркость нужно сбалансировать. Сделать это можно корректировкой части снимка.

Пункт 12: Обрезка

Заранее не всегда можно сделать правильное кадрирование. Особенно это трудно сделать при съёмке в темноте. Сидя на удобном стуле за своим компьютером с чашечкой чая или кофе можно проанализировать снимок и сделать наиболее удачное кадрирование. В кадре не желательно оставлять слишком много пустого пространства. Луна должна занимать главенствующее положение, но при этом, если вы фотографировали ещё и пейзаж, то он должен быть ненамного менее значимым, ведь именно он создаёт настроение и сюжет снимка.

Пункт 13: Выравнивание горизонта

В темноте не всегда можно установить камеру ровно, особенно если вы снимаете на грунтовой дороге или на лесной поляне. Не забудьте поправить линию горизонта в графическом редакторе.