Работаем в черно-белом цвете

Многие почему-то считают, что хорошей может быть исключительно только яркая цветная фотография, наполненная сотнями оттенков всех цветов радуги. Это мнение в корне не верно. Не только историки и теоретики фотографии прекрасно знают, что кроме цветной существует монохромная фотография (кроме белого в ней всего один цвет, чаще всего черный, но может быть и синий, и зеленый, и красный —  какой угодно), инфракрасная фотография и многие другие виды этого искусства, методы самовыражения фотохудожников. Черно-белая фотография намного сложнее и глубже цветной, хотя и появилась первая намного раньше второй. Некоторые опытные  мастера фотографии даже  считают, что работать с множеством цветов намного проще, чем всего с двумя – черным и белым. Цвет – это инструмент, которым работает фотохудожник. А если инструментов меньше – значит и работа сложнее. Фотография и появилась как светопись, не отражающая цвет. Но этим светом фотографу нужно было выразить всё то, что он хотел сказать своим снимком. И выразить так, чтобы зритель поверил, что роза на черно-белом снимке —  красная,  трава – зеленая, а небо —  голубое.

Сегодня уже практически всеми признано, что создание черно-белой фотографии является достаточно сложным делом. Намного более сложным, чем сделать полноцветную «фотку». Фотографу тут в первую очередь необходимо научиться концентрировать внимание зрителя на главном в кадре. Для того чтобы ощущать свой объект по-особому, чтобы научиться понимать свет и цвет – нужна практика. Практика многолетняя. Так просто, по статьям в Интернете и даже читая серьезные книги по фотографии  это дело не освоить. Нужно научиться видеть фотографируемый цветной объект без цвета, уметь видеть его черно-белым. Это должно стать вашим рефлексом, привычкой, если вы решили посвятить себя черно-белой фотографии. Один опытный фотограф как-то сказал, что  стоит ему взять в руки фотоаппарат, как весь мир для него становится черно-белым. Он просто перестает видеть цвет. 

В сегодняшней статье мы хотим дать вам несколько советов, которые, мы надеемся, помогут вам разобраться в природе черно-белой фотографии, помогут научиться понимать ее. И если вы во всем этом разберетесь — то и снимки у вас будут получаться великолепные.

Первым делом вы должны понять, откуда, куда и как падает свет. Уясните для себя, как он ложится на фотографируемый вами объект, как он отражается от его деталей, как влияет на фактуру этого объекта. Разберитесь, как образуются блики, а как – тени…

Совет первый. Думайте!

Перед тем, как положить фотокамеру в сумку и отправиться на съемку, потратьте хотя бы немного времени на размышления. Подумайте, прежде всего, о том, что именно вы хотите сегодня сфотографировать, и как вы это сделаете. Если вы предполагаете снимать натюрморт или просто какой-то предмет, подумайте о его форме, фактуре, цвете… Во многих фотографических школах студентам дают этот предмет домой и они обдумывают его «портрет» несколько дней, вникая во все тонкости и детали съемки. И лишь потом приступают непосредственно к фотографированию. Если вы хотите сфотографировать пейзаж – мысленно представьте себе, какое освещение может быть в том месте, которое вы будете снимать, именно в  тот период, когда вы туда приедете. Подумайте заранее и о ракурсе, и о композиции. Научитесь мысленно видеть готовую фотографию еще до того, как вы нажмете на спусковую кнопку затвора.

Совет второй. Свет и его количество

Прежде чем расчехлить фотокамеру, убедитесь, что вам хватит света для того, чтобы сделать хороший снимок. Вы не забыли, что цвета у нас нет? Ведь цвет помог бы нам различить некоторые отдельные детали на объекте съемки. А его – нет. Черно-белая фотография построена на оттенках белого и черного. И этих оттенков должно быть очень много. А для того, чтобы они, эти оттенки, были – нужно достаточное количество света. Заставьте свет работать на вашу идею, на замысел вашего снимка. Сделайте так, чтобы серая трава на вашей фотографии казалась зрителю зеленой.

Совет третий. Источник света

При работе над черно-белой фотографией вам нужно понимать, какого типа источник будет использован при съемке. Естественный солнечный свет, отраженный свет, искусственный постоянный свет или свет импульсный —  фотовспышка… Видов источников света очень много. И каждый  из них требует особых условий съемки, особых настроек фотоаппарата. Не забывайте про это ни в коем случае!

Совет четвертый. Качество освещения

Теперь обратим ваше внимание на то, что до съемки вам также придется решить и еще одну проблему.  В чем она заключается? Уясните для себя, какие тени и контрасты вы хотели бы видеть на своем будущем снимке. Четко направленный на объект съемки свет создает на нем резкие и насыщенные тени. Если свет у вас будет мягкий и рассеянный – то и тени будут более мягкими, нежными. Если вам захочется на фотографии получить насыщенные тона, яркие и контрастные тени – снимайте при  направленном свете. Если в ваших планах создать мягкую и нежную по тонам картинку – снимайте при рассеянном или отраженном свете.

Совет пятый. Направление света

Теперь вам нужно определить для себя, размеры вашего объекта съемки, разобраться с количеством и размерами его деталей. Исходя из этого, вы сможете решить, какое направление света применить в своей работе. Напомним, что свет, направленный сбоку, визуально увеличивает любой объект, выявляет все его детали, даже мелкие, хорошо передает фактуру объекта. Прямое же освещение, или, как говорят, освещение  «в лоб» наоборот лишает снимок деталей и глубины. Источник света, находящийся за объектом съемки, может превратить объект в силуэт и тоже лишает его деталей. Учитывайте всё это при фотографировании. Еще раз повторим: не забывайте, у вас нет цвета. Вы работаете только оттенками черного и белого.

Совет шестой. Форма

Без наличия цвета и форму объекта на фотографии передать намного сложнее. В черно-белой фотографии форму предмета мы можем передать только оттенками черного и белого цветов, более темными и более светлыми его зонами.

Совет седьмой. Тональность снимка

Учитывайте, что настроение на фотографии в первую очередь передает ее тон. Темные тона, резкие тени – это признак грусти, тревоги, напряженности.  Светлые тона – это свобода, легкость, полет. Способствуют этому настроению и мягкость в освещении, и размытые фактуры и задний план.

Совет восьмой. Текстура

Текстуры и фактуры, мелкие детали на поверхности объектов съемки, детализированность этих поверхностей, в черно-белой фотографии способствует реалистичности снимка. Размытость, нерезкость, отсутствие деталей на поверхностях наоборот придают черно-белому снимку фантазийность, мистичность, нереальность.

Совет девятый. Направляющие линии на черно-белой фотографии 

Линии, направляющие внимания зрителя к главному, самому важному в кадре, в черно-белой фотографии играют особую роль. За неимением цвета, именно они главным образом  «руководят» «прогулкой» взгляда зрителя по вашей фотографии. Руководите этой прогулкой! Вы, как автор снимка,  можете это сделать. А вообще линии на фотографии хорошо передают движение, ритмику происходящего, создают некую напряженность, порой даже способны вызвать у зрителя чувство тревоги. Не забывайте работаит с линиями! Это очень важно!

Совет десятый. Ритмика черно-белой фотографии

В этом плане черно-белая фотография очень похожа на музыку. Ей тоже присущи как ритмичность, так и мелодичность. Ритм придают повторяющиеся линии и формы, мелодичность – большие и размытые плоскости.