Ошибки начинающего фотографа

Каждый фотограф в кругу своих друзей всегда готов рассказать несколько смешных историй, которые с ним случались в разные годы и в разных ситуациях. О некоторых происшествиях такого рода при других людях фотографы рассказывают весьма неохотно. В общем-то, это и понятно. Кому интересны профессиональные «ляпы» и «проколы». Конечно же, только посвященным в это дело, людям этой профессии От ошибок не застрахован никто, даже самые опытные профессионалы. Причем, эти ошибки иногда бывают совершенно глупыми.  Более того,  иногда они повторяются.

Какого бы уровня профессионалом человек не был, он всегда работает под влиянием эмоций. Тем более в фотографии, в процессе съемки, например, репортажа. В той или иной степени фотограф никогда не остается равнодушным к происходящему перед его объективом. В такой ситуации немудрено и забыто о чем-то.

В сегодняшней статье мы хотим рассказать вам о типичных, самых, пожалуй, рраспространенных ошибках фотографов. Мы считаем, что это  будет полезно всем снимающим.  Как говорится, лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих. И негативный опыт тоже нужно накапливать.  

Ошибка первая. Демпинг и бесплатная работа

Речь тут идет конкретно о работе и конкретно о демпинге. Ситуация, когда, например, лучший друг попросил сфотографировать своего ребенка – это совершенно не демпинг и к работе это дело не имеет решительно никакого отношения. И к так называемому «кидалову» это тоже нельзя отнести.

Некоторые фотографы пытаются демпинговать. Особенно те, которые только начинают свою профессиональную карьеру. Они живут надеждой на то, что через какое-то время ситуация улучшится, что их имя станет известным, что они «раскрутятся» и стнут «крутыми профессионалами». И тогда их доходы занчительно возрастут. Уверяем вас, это совсем не так. Те, кто собирается таким образом строить свою работу, ошибаются. Никакой заработок не может быть легким. Если у вас пока еще нет имени, то работу с заказчиком нужно строить исключительно на отменном качестве оказания услуги. А без ощутимых счетов это просто невозможно.

Конечно, у заказчиков может быть масса различных отговорок. Например, «бюджет не предусматривает такие расходы» или «у нас сейчас нет денег». Или вот так еще вам могут сказать: «На данный период мы готовы заплатить вам 2000 рублей за фотографирование 1000 единиц товара для интернет-магазина». Поверьте, это всё отговорки, варианты поиска новичка, неопытного студента, который готов работать за считанные копейки. Из такого работника легко выжать силы, как сок из апельсина. При этом ему будут постоянно напоминать о том, что он вообще и снимать-то совершенно не умеет.  А то, что ему доверили такой заказ – так это они ему одолжение сделали.

Научитесь ценить себя. Если вы не цените себя сами – и другие не станут вас ценить. Речь тут совсем не о сформированнном мышлении. Дело в другом. Настоящий, хороший заказчик умеет (и должен!) ценить   заказываемый продукт. Он знает, что этот продукт (а не фотка!!!) должен стоить дорого. И настоящий фотограф свою работу тоже продает дорого. Тем не менее огромное количество заказчиков пытаются найти «лохов», готовых работать за копейки. 

Ошибка вторая. Проверяйте настройки фотоаппарата!

В работе имеет значение всё. Сама ваша фотокамера, фотовспышка, освещение… Любая мелочь. Даже длина ремня, на котором висит фотоаппарат. 

Иногда некоторые фотографы начинают снимать, предварительно не посмотрев на настойки фотоаппарата. Снимают в том режиме, в котором снимали, допустим, вчера совершенно в другом месте и в других условиях.  Ну да, в некоторых случаях это может сойти с рук, как говорят. Особенно у тех «мастеров», которые снимают в режиме полной автоматики. Но ведь настоящие фотографы никогда не работают в режиме «авто»!

Перед началом работы всегда проверяйте настройки камеры! Возьмите себе это за правило, сделайте это полезной привычкой, доведите это дело до автоматизма. До такого уровня, когда вы будете это делать самопроизвольно, как бы отключая мозг. Вы же, например, не задумываетесь, как именно вы берете ложку, приступая к обеду. Так должно быть и тут. Взял фотоаппарат в руки – проверь настройки. А то что может случиться? Ну, представьте себе: снимали вы вчера юбилей Ивана Ивановича в ресторане на ISO 12800 при диафрагме 2,8. А потом проспались и пришли в светлый и просторный зал детского садика фотографировать ребятишек. Естественно, в ходе работы вы будете удивлены тем, что снимки получаются явно пересвеченными. Хорошо если вы сразу обратите на это внимание, а не дома, уже в ходе постобработки на компьютере, когда еще и зернистость полезет…

Конечно, описанная нами ситуация – фантастическая крайность. Тем не менее, мы настоятельно рекомендуем вам проверять настройки фотокамеры постоянно, не только перед началом съемки, но и по ее ходу, в процессе работы. Не отвлекайтесь на проверку кадров на экране. На некоторых фотокамерах диск настройки режимов, например, может повернуться от случайного или неосторожного  прикосновения. Иногда при быстром и неожиданном переходе из помещения на улицу или наоборот  при съемке фоторепортажа вы можете забыть перенастроить своё орудие…

Короче, за настройками фотокамеры нужно следить постоянно. В противном случае неизбежны сюрпризы. Иногда действительно противные…

Ошибка третья. Страх

Страху в той или иной степени подвержены все. Ничего не боятся только, пожалуй, дети до года да некоторые люди из умалишенных. Тем не менее, естественность ощущения страха не должна вводить вас в заблуждение. Одно дело, например, испытывать страх случайно потерять важные фотографии, и очень тщательно заботиться об их сохранении,  и совсем другой страх: боязнь вытащить фотоаппарат из сумки, если вдруг неожиданно стал очевидцем чего-то интересного. Или, например, страх перед бандой молодчиков, размахивающих кулаками и не только ими. Или боязнь подойти к незнакомой красивой девушке с предложением сделать ее портрет… Вариантов фото-фобий множество. И далеко не все фотографы способны с некоторыми из них справиться. Вот поэтому мы и говорим вам: для того, чтобы стать хозяином своего кадра, нужно научиться бороться со своей собственной нерешительностью и смущением. Если вы будете бояться фотографировать, то вы вряд ли снимете что-то интересное и необычное. Разве что это может произойти совершенно случайно. Тем не менее, не стесняясь можно сказать, что фотографы —  люди смелые. Просто каждый из них отважен по-разному. Конечно, не каждый полезет фотографировать в толпу бушующих неформалов с камнями и дубинами в руках. Не у каждого хватит на это смелости, если из оружия у него —  только фотоаппарат. Но лезть как можно ближе к объекту съемки – это главная задача фотографа. Ему нужно во что бы то ни стало вовлекаться в происходящее действие. Иначе хороший кадр не получить.

Ошибка четвертая. Закончилась карта памяти

Ну, или вы совсем не вставили ее в фотоаппарат перед началом работы. Не верите? Поверьте. И такое тоже бывает. Причем, даже у опытных фотографов. Но чаще всего она, конечно же, заканчивается. У профессиональных фотографов, у тех, кто снимает много и часто, эта карта испытывает определенные перегрузки, содержит в себе огромное количество информации. Эту информацию, естественно, фотограф после съемки перекачивает в свой компьютер. Но вот беда! Из-за того, что график работы профессионалов  бывает порой достаточно напряженным, иногда и не помнишь, что уже перекачал, а что еще не успел. И вот во время очередной работы вдруг неожиданно память карты заканчивается… Бывает это, по  всем известному закону подлости, или, как его еще называют, закону падающего бутерброда, чаще всего в самый неподходящий момент. Что вы в такой ситуации делаете первым делом? Правильно, пытаетесь удалить из камеры какие-то снимки. Но иногда вдруг возникает сомнение: а перекинул ли я эти снимки на компьютер или еще нет? Где гарантия, что не удалю то, что нельзя удалять?

Какое решение этой проблемы мы можем вам подсказать? Только одно. Опять возведение в хорошую привычку, доведение до автоматизма: пришел со съемки – перекачай снимки в компьютер. В тот же день. В тот же час. Рутинно, конечно, и не всегда хочется… Но – надо. Как говорят в армии: ну можешь – научим, не хочешь – заставим. Нужно уметь заставить себя делать что-то. Даже если у вас сегодня нет времени на разбор картинок – перекачайте. Разберете завтра. Или потом.  Но перекачайте сразу же, как только пришли домой. Только в этом случае вы избавите себя от тягостных размышлений о том, перекачали вы фотографии с той или иной карты, или еще не перекачали. Только так вы избавите себя от случайного форматирования карт, информация с которых была актуальна.

Запомните и старайтесь никогда не забывать простую истину: какой бы ни была карта памяти, она когда-то, но закончится. Проблему придется решать. Так что использование карт с большим объемом памяти тут при любой ситуации не выход. Это лишь временное, частичное решение проблемы, которое помогает иногда забывать о таких «мелочах», как переполнение карты. Можно, конечно, постоянно таскать с собой ноутбук… Но вам это надо?

А если вы часть проектов с одной карты перекачали, а часть не перекачали? Что делать? Вы же уже не сможете ее отформатировать с гарантией того, что ничего не будет потеряно. Снимать «сверху»?

А бывает и такие случаи, что после перекачки фотограф забывает вытащить карту памяти фотоаппарата из компьютера. А потом приходит на съемку – а в фотоаппарате «нет плёнки». Тут придет на помощь всё то же правило. Возведите в привычку – перекинул картинки – забери карту. Кто-то из вас, может быть, еще помнит плакаты, висящие в прошлом веке  в советских столовых: «У нас порядок такой: поел —  убери за собой». Так и тут.    

Ошибка пятая. Не сделали бэкап

Проще говоря, не позаботились о сохранности фотографий на компьютере. Мы уже говорили об этом сегодня. Но напомнить еще раз про это дело тоже нелишне. Чересчур осторожным быть невозможно. Наша жизнь любит иногда над нами подшутить. Это мы о том, что в любой момент система хранения фотографий в цифровом виде может дать сбой. Если останется копия этих фотографий, пусть даже и частичная – это очень хорошо. А если не останется? При любой ситуации мы настоятельно рекомендуем вам делать две, или даже три копии одних и тех же фотографий. Причем эти копии должны быть удалены друг от друга географически. Проще говоря, находиться на разных носителях. Тут применимы любые способы архивирования и хранения, если вы, конечно, осознаете возможные риски. Где вы храните свои фотографии? На жестком диске компьютера? На любимом ноутбуке, который постоянно трется  в вашей сумке? На дисках DVD? И нет ни одной копии? Задумайтесь об этом. Учиться на ошибках других бывает порой не очень интересно.

Ошибка шестая. Батарейки не заряжены. Объектив не почищен

Правило жизни любого уважающего себя мужчины – хранить оружие начищенным, смазанным и всегда готовым к бою. Это не просто правило хорошего тона. Это  — закон. Если для вас это не так – то должно таковым стать. В обязательном порядке должно стать. Аккумулятор в вашей фотокамере должен быть заряжен всегда. Объектив тоже почищен – всегда. Карта памяти свободна —  всегда. Чтобы хоть ночью разбуди вас, вы всегда должны быть готовы к работе. Причем так готовы, чтобы ничего, совершенно ничего вас не способно было раздражать и тем более вывести из себя! Ведь раздражение портит настроение, а плохое настроение делает испорченной всю последующую работу. Можно потом ругать себя и ругать всех, кого можно ругать и кого нельзя. Это всё очень просто. Да, это Пушкин виноват в том, что на объективе вашей фотокамеры следы от пальцев Льва Толстого. Естественно, Пушкин. А кто еще? Больше некому. Но не проще ли было протереть переднюю линзу объектива салфеточкой еще с вечера?  

Ошибка седьмая. Фотокамеру вы разбили

Вот об этом вам думать хочется меньше всего. Так ведь, согласитесь. Но не думать об этом нельзя. Камеру всегда нужно держать на ремне и в руках. Всегда. Запомните это. Всегда. Фотографируя с разных точек, сверху или снизу, или даже на ходу, меняя объективы, меняя карту памяти или батарейку, присев на отдых на пару минут… Фотокамера всегда должна быть на ремне. А дома, когда не на ремне – подальше от края стола. У некоторых из нас дома живут кошки, попугайчики, хомячки разные… Да и сами мы порой можем быть неаккуратными, больными, уставшими или… Ну, нехорошо об этом писать, короче, в каком виде… 

Те фотоаппараты, которые подешевле и сделанные из пластмассы, от «травм» от неожиданных падений защищены гораздо в меньшей степени. Но и дорогие фотокамеры в металлическом литом корпусе тоже могут испытывать некую «контузию» от неожиданного прыжка на бетонный пол или на асфальт…

Ваша фотокамера —  ваш рабочий инструмент. Она дает вам заработок. Она вас кормит. Даже несмотря на старую поговорку старых мастеров фотографии «фотографирует не фотоаппарат, а фотограф». Она ваш друг. А к другу,  и, тем более, помощнику в работе всегда нужно относиться с уважением. Берегите свою фотокамеру.

Ну и пару слов в завершении рассказа. Будьте оптимистичными. Но в то же время и будьте ответственными.  Не зря же многие и многие тысячи профессиональных мастеров фотографии на своем печальном опыте показали нам, своим потомкам и последователям, те приемы работы, сохранения и обработки фотографий, которые нам совсем не лишне будет освоить на своей практике. Ну, или, хотя бы, принять их к сведению. Пользуйтесь этим опытом. И тогда вы всегда будете выходить из боя победителями. В крайнем случае,  как минимум,  непобежденными. Или с минимумом потерь.