Обыкновенное чудо: каким получился кукольный спектакль об Образцове с Евгением Цыгановым

В дeкaбрe   в   Тeaтрe кукoл имeни Oбрaзцoвa сoстoялaсь прeмьeрa спeктaкля   «Я   — Сeргeй   Oбрaзцoв», пoсвящённaя 120-лeтию   сo дня рoждeния oснoвaтeля лeгeндaрнoгo тeaтрa. Глaвную рoль в кукoльнoй пoстaнoвкe испoлнил Eвгeний Цыгaнoв, дaльний рoдствeнник всeмирнo извeстнoгo кукoльникa. Кaким пoлучился спeктaкль и пoчeму в нём нeзримo oщущaeтся aтмoсфeрa нaстoящeгo   нoвoгoднeгo   чудa, рaсскaзывaeт тeaтрaльный ценитель Свeтлaнa   Бeрдичeвскaя.

В 2021 гoду испoлнилoсь 120 лeт сo дня рoждeния выдaющeгoся рeжиссёрa Сeргeя Влaдимирoвичa Oбрaзцoвa. В 1931-м oн сoздaл тeaтр кукoл и бoльшe 60 лeт бeссмeннo был у штурвaлa этoгo уникaльнoгo «корабля». Спектакли Образцова раньше сих пор лупить в репертуаре театра и идут с аншлагами. А религиозный «Необыкновенный исполнение» был сыгран уж больше 10 тыс. разок и вошёл в Книгу рекордов Гиннесса.

К юбилею Образцова арена сочинил самый форменный спектакль-праздник, рукоположенный Сергею Владимировичу. Спектакль «Я — Серёжа Образцов» — изъяснение театра в любви к своему создателю: летящая, радостная, однако с привкусом светлой, тупой грусти. Именно вследствие этого чувство, которое рождает происходившее на сцене, подобно отчаянному предвкушению новогоднего чуда у взрослого человека — чуда, которого ждут наперекор всему. И здесь, в театре, оно произойдёт.

Медиевист театра Борис Голдовский и порнограф Екатерина Образцова написали пьесу, основанную в воспоминаниях современников Сергея Владимировича и его собственных книгах и дневниках. Крупный кукольник был свидетелем революций, нескольких войн, потрясений, преобразований, преступлений, которые выпали нате долю нашей страны и населявших её людей в прошлом столетии. А какое обилие открытий произошло следовать весь XX век! «Сие удивительно, сколько вещей родилось рядом мне», — писал Образцов.

Вследствие того жанр постановки правильно и объёмно определён авторами (то) есть «портрет для фоне эпохи». Принципиально сверхценно, что это без- биография Образцова, а побыстрей заход на территорию кукольника с её атмосферой, климатом, людьми, событиями.

Одним с ключевых элементов сценографии спектакля становятся «ступеньки памяти» («Согласно ступенькам памяти» — как так называется известная дневник основателя театра), согласно которым стремительно проносятся действие жизни Образцова — начиная с беззаботного детства и заканчивая легендарной встречей со зрителями в концертной студии «Останкино» в 1981 году.

Вишь появляется изображение деревянного на хазе в Сокольниках (в спектакле используются оригинальные, во (всем живые рисунки Образцова), с голубятней поблизости пожарной каланчи. Оно переносит зрителя в отправления) прошлого века. Уйма голубей шумно взмывает надо сценой, а городовой гонит кыш! бродячего музыканта: «Нищим и кукольникам нет слов дворы нельзя!»

Счастливое ребячество. Это мягкие и мокрые через слёз руки матери, качающие маленького Серёжу, сие главное «дело на всю существование (бренное)» — обновка первой перчаточной куклы в японском магазине. Чистота как крепкий база для исполнения мечты длинною в общежитие, длиною в столетие. Аккурат этим и наполнен в полном составе спектакль — светом, нежностью, предчувствием чуда. Самой жизнью. Вопреки на наличие трагических «ступенек памяти», по части которым шагает доминирующий герой (репрессии, доход друзей, ранняя гибель любимой жены).

Володяша Немирович-Данченко, Чарли Чаплин, Лидуля Русланова, Всеволод Мейерхольд, Лексаша Вертинский, Фёдор Шаляпин, Соломон Михоэлс, Страстишка Орлова — на каждого найдётся место в тайнике прошлого.

Куклы в спектакле — с Сергея Алимова, высокого мастера со своим узнаваемым и неповторимым кукольным почерком, проработавшего главным художником в театре кукол 20 парение (Алимов скончался в 2019 году). «Папусенька льва Бонифация» — таким (образом его часто называли в узких кругах, ласково, с благодарностью после создание героя известного мультипликационного фильма.

В спектакле лопать и перчаточные куклы, и тростевые, и куклы-марионетки. Ее самое «Образцов» поведает зрителям, в нежели их различия и особенности. Да мы с тобой увидим, что вслед каждой куклой есть смысл талантливое создание артистами-кукольниками подлинного, гибкого образа, адью то грозные куплеты Мефистофеля в исполнении Шаляпина али шутливая манера режиссёра-легенды Немировича-Данченко.

В настоящий момент — о самой главной и бесспорной удаче этой постановки. В кукольном театре проглатывать понятие «бойкий план»: сие игра драматических актёров на равных с куклами. Евгений Цыганов — исполнитель полифонического дарования, кто недавно ошеломил театральную Москву ролью экспрессивного оперного режиссёра Евгеша Эдуардовича в спектакле «Моцарт Бузан Жуан. Генеральная прогонка» в Мастерской Фоменко. В одном случае Цыганову достался снаряжательный образ, скорее пусть даже явление, во втором — конкретная натура, известная всему миру, важный кукольник, человек-оркестрик. Сравнения заканчиваются держи профессии героев сих двух спектаклей.

Наподобие говорил сам Образцов, «значение получится, если -навсего) человека выдумаешь целиком». Евгений Цыганов существует в образе Сергея Образцова, сохраняя затруднительный баланс между «калькированием» своего дальнего родственника (старая Евгения была двоюродной сестрой Сергея Владимировича), за исключением. Ant. с малейшего пережима подражая его интонациям, манере поведения, и ощущением абсолютного полёта в роли: свободного, по мнению-житейски честного. Центр, что удаётся Цыганову, — насквозь поколения уловить энергетику своего героя, рядом этом проживая свою нисколечко личную историю.

Студиец легко и смело взаимодействует с куклами и даже если сам кукловодит: и простенькой перчаточной куклой Би-ба-ибо, и легендарной тростевой куклой изо «Необыкновенного концерта», с которой возлюбленный исполняет «психопатологический» перепляс (он же танго).

И сие по-настоящему грандиозная поделка Евгения Цыганова, в которой, в самую пору, открывается ещё одна черта его таланта — комическая. Дочиста спектакль преисполнен особым чувством юмора Сергея Образцова, обладателя Ордена Улыбки. Ты да я смело, пусть и виртуально, вручаем и Евгению Цыганову эту награду, присуждаемую, (языко известно, людям, которые приносят забава детям. В данном случае — мало-: неграмотный только детям, однако и детям, у которых лупить дети.