О тчего зависит динамический диапазон (ДД) современного цифрового фотоаппарата ?

В пeрвую oчeрeдь динaмичeский диaпaзoн фoтoaппaрaтa зaвисит oт xaрaктeристик мaтрицы. Я умышлeннo нe нaзывaю кoнкрeтныe xaрaктeристики мaтрицы пoтoму, чтo вo-пeрвыx — этo слишкoм слoжнo для нaчинaющeгo фoтoгрaфa, a вo-втoрыx — нужнo ли фoтoгрaфу это знать вообще? Понятно, что любому фотографу хочется заполучить фотоаппарат с уникально широким ДД, однако каждый производитель фотоаппаратов всячески расхваливает свою продукцию, но убедительных сравнительных тестов я пока нигде не нашёл…

А насколько вообще объективны и важны подобные тесты и сравнения? Полагаю, что во времена рыночной экономики с её жесткой конкуренцией в одной ценовой категории динамический диапазон матриц цифровых фотоаппаратов от разных производителей очень похожи, впрочем как и другие параметры.

Заметить разницу без использования специального оборудования практически нереально, а вашего зрителя прежде всего интересует визуальное восприятие вашего фото-шедевра, но никак уж не характеристики вашего фотоаппарата и, уж тем более, динамический диапазон матрицы, о котором ваш зритель даже и не догадывается… Если я не прав — киньте в меня камень :о)

Но всё-таки, что же делать фотографу, ведь количество сюжетов, укладывающихся в динамический диапазон современных цифровых фотоаппаратов очень мал и перед фотографом всегда стоит выбор — чем пожертвовать при фотосъёмке: деталями в тенях или в ярко освещённых областях кадра?

Пословица о том, что красота требует жертв здесь абсолютно неприемлема — часто смертельно трудно выбрать "жертву" без
потери замысла… :о(

Взгляните хотя бы на эти фотографии, абсолютно не претендующие на роль шедевра, но сделанные в одно и тоже время, одним и одним и тем же фотоаппаратом с применением эксповилки, чтобы проиллюстрировать недостаточность ДД при съёмке самого обычного сюжета:


Яркость объектов в кадре на обоих фотографиях не уместилась
в ДД матрицы фотоаппарата

Оказывается, в не самый яркий солнечный день (на небе таки есть облака) нелегко получить правильно экспонированный фото-снимок: выбирай фотограф, что тебе важнее — небо или горы? — и всё это из-за слишком узкого динамического диапазона современных цифровых фотоаппаратов :о(

Как расширить динамический диапазон

Конечно, помня о динамическом диапазоне, можно сделать побольше дублей с разной экспозицией, а потом выбрать лучший… но никто не гарантирует, что этот приём сработает — проблема то не в неправильности экспозиции, а в её большой разнице на разных участках кадра! Да и сюжет ждать не будет, особенно если объект съёмки двигается…

Но выход всё же есть: нам поможет…компьютер. Это ещё один камень в сторону противников компьютерной обработки фотографии. Отлично, если ваш фотоаппарат может снимать в RAW
формате. Из одного RAW файла можно получить несколько JPEG файлов, каждый из которых будет отвечать за свой участок изображения. Склеить такие файлы в одну HDR фотографию не составит большого труда.

Но даже при съёмке в JPEG формате, не всё потеряно. При съёмке пейзажа применяйте экспозиционный брекетинг, желательно совместно со штативом — это позволит избежать проблем с совмещением разных кадров. Иначе вам придётся потратить достаточно времени, чтобы отретушировать границы
переходов частей фотографии.

Если вы фотографировали без эксповилки — можно попробовать сделать несколько дублей исходной фотографии регулируя уровни в Photoshop, а потом уже склеить полученные файлы. Здесь главное не перестараться, иначе результат может сильно отличаться от реального изображения.

Немного потренировавшись, можно получить отличное HDR (High Dynamic Range) изображение — фотографии с широким динамическим диапазоном, которые
становятся всё более популярны… Да, и кстати, самые новые модели фотоаппаратов уже умеют делать HDR-фотографии без вашего участия. Насколько качественно — это уже другой вопрос :о)