Направление взгляда в портретной фотографии

Хорошая фотография всегда и во всем сбалансирована. И по содержанию, и по композиции, и по цветам… Параметров множество. И каждый из этих параметров в этом балансе имеет свое значение. Каждый элемент снимка должен быть значим и важен. Касается это и портрета.

        

В этом фотографическом жанре есть своя особая составляющая, которая помогает добиться этого баланса. Но работать с ней нужно уметь. Речь идет о направлении взгляда человека, находящегося в кадре. Этот, казалось бы, несущественный элемент, может очень ощутимо повлиять на весь снимок в целом.

При работе над портретом фотограф обычно пользуется широко известным «правилом третей» (иногда это правило называют «правилом золотой середины»). В этом случае сам главный фотографируемый объект находится либо справа, либо слева относительно геометрического центра кадра. Если вы решите расположить портретируемого именно так, то попросите его смотреть в «пустующую» часть кадра. При таком построении композиции портрет будет выглядеть гармоничным.

Если вы задумали использовать этот прием в своей работе над портретом, то нужно учесть то, что эффект от его применения увеличивается в том случае, если «пустующее» пространство не перегружено лишними деталями и элементами. А взгляд портретируемого на это «пустующее» место композиционно уравновешивает композицию кадра.

В некоторых случаях не заполненные две трети кадра очень хорошо смотрятся, если в это пространство ввести какой-нибудь небольшой по размеру, но значимый по смыслу элемент. Например, падающий с дерева осенний лист. Или убегающую вдаль дорогу.  Но, тем не менее, не забывайте, что главную, решающую роль играет не эта деталь, а взгляд модели.

Тем не менее, нет правил без исключений. Не зря старые художники и фотографы говорят, что законы композиции созданы для того, чтобы их нарушать. Но нарушать эти правила нужно грамотно и умело, а не спонтанно. Главное тут — понять кадр, уяснить для себя, что вы хотите им сказать зрителю, какие эмоции и чувства вызвать.

Один из примеров такого, казалось бы, грубого нарушения этого правила —   портретируемый на фотографии смотрит не в сторону «пустующей» части кадра, а в противоположную, туда, где уже совсем рядом его граница. В этом случае и нужно стараться как-то уравновешивать этот сложившийся баланс. Главный способ тут – грамотное использование взгляда и композиционно правильное расположение мелких, но значимых деталей.  

Еще один пример грамотного нарушения этого правила – заполнение «пустующего» пространства отвлеченными, но яркими деталями.