Мысли о гармонии цвета

Среди фотографов и дизайнеров по поводу гармонии цвета споров не меньше чем по поводу композиции. На самом деле существует множество различных утверждений и правил, которые на деле оказываются совершенно не состоятельными. Рассмотрим один очень популярный миф:

Если ряд цветов (два и более) при смешивании дают нейтральный серый, то такие цвета являются гармоничными.

Данная цитата принадлежит Йоханнесу Иттена и впервые появилась она в его работе «Искусство цвета», однако данное выражение вырвано из контекста. Данное высказывание можно легко проиллюстрировать при помощи палитры цветов, которые равномерно взяты с цветового круга.

Если просуммировать все цвета, то получится нейтральный серый, но едва ли данный цветовой ряд выглядит гармонично. Цвета очень насыщенные и они режут глаз. Кроме того, цветов очень много. Такую последовательность цвета смело можно назвать цветовой какофонией. Мы можем легко привести приведённые выше цвета к гармонии просто сблизив их по тону. Для этого просто добавляется в каждый цвет одинаковый тон. Наиболее актуальным является серый цвет. Это будет выглядеть так же, как будто мы уменьшили насыщенность цветов.

Вторая палитра также при суммировании даёт нейтральный серый цвет, но выглядит она намного гармоничнее. Изначально может показаться, что второй пример слишком блёклый. Однако, стоит посмотреть на второй набор цветов, а затем взглянуть на первый и становится очевидно, где гармония лучше.

Так откуда появился миф о гармоничных цветах?

Следует разобраться откуда появилась информация о том, что если суммарно цвета дают нейтральный цвет, то они гармоничны. Причин может быть много. 1) Часто исследователями подобных вопросов не являются деятели искусства. К примеру, в одной из книг Иттен говорит о том, что когда человек закрывает глаза, он видит обратный цвет тому, который был у него перед глазами. В этой же книге он ссылается на высказывания учёных:

«Румфорд, будучи физиком в 1797 году в журнале опубликовал статью о том, что если смесь цветов даёт белый, то такие цвета гармоничные».

«Физиолог Эвальд Геринг сделал следующий вывод: «Среднему или нейтральному серому цвету соответствует то состояние оптической субстанции, в котором диссимиляция – расход сил, затраченных на восприятие цвета, и ассимиляция – их восстановление – уравновешены. Это значит, что средний серый цвет создает в глазах состояние равновесия».

«Вильгельм Освальд написал книгу об основах цвета, где сообщил следующее: «Опыт учит, что некоторые сочетания некоторых цветов приятны, другие неприятны или не вызывают эмоций. Возникает вопрос, что определяет это впечатление? На это можно ответить, что приятны те цвета, между которыми существует закономерная связь, то есть порядок. Сочетания цветов, впечатление от которых приятно, мы называем гармоничными. Так что основной закон можно сформулировать так: Гармония = Порядок».

Наблюдения учёных важны и вполне логичны, но всё же живописцы смогли лучше описать понятие гармонии цвета.

2) Не точные формулировки. К примеру, Иттен рассматривал вопрос со стороны науки и закономерностей, а не со стороны ощущений. Хотя он делает ряд очень важных оговорок, которые многие не замечают:

«Живопись и наблюдения над субъективными цветовыми предпочтениями различных людей говорят о неоднозначных представлениях о гармонии и дисгармонии».

«Как правило, оценка гармонии и диссонанса вызвана ощущением приятного-неприятного или привлекательного-непривлекательного. Подобные суждения построены на личном мнении и не носят объективного характера».

3) Люди хотят всё подвести под правила и статистику. Им трудно воспринимать мир абстрактно. Нужны чёткие правила и определения, которым люди готовы следовать. Многие люди увлекаются работой с цветовыми кругами и прочими правилами достижения баланса, хотя на самом деле прежде всего нужно улавливать гармонию глазами, а не математикой.

Советы

В первую очередь фотографам не нужно захватывать в кадр очень много разноцветных объектов и не увеличивать слишком сильно насыщенность. К примеру, обилие разноцветной рекламы на улицах города совершенно выбивает из гармонии вид улиц. Каждый рекламный щит пытается выделиться из обилия конкурентов, и поэтому они очень часто выглядят ядовито-жёлтыми или красными. Это сигнальные цвета за которые цепляется взгляд.

Если взять суммы всех цветов, то получится практически нейтральный серый, но при этом снимок совершенно не выглядит гармонично. Это больше похоже на какофонию. Цвет не должен быть добавкой к снимку. Цвет – это необъемлемая часть снимка, как и формы, поэтому чтобы избежать такого обилия различных цветов, нужно правильно кадрировать снимок.

Очень часто для фотографов гораздо важнее передать информацию на снимке, чем сделать гармоничную фотографию с идеальным цветом и композицией. Однако, даже если нужно сохранить максимально широкое поле зрения для передачи информации на снимке, можно уменьшить насыщенность и слегка поднять контраст. Это сделает цвета более мягкими и приятными для глаза.

Как именно доводить снимок до идеала – это личное дело каждого. Разные люди по-разному воспринимают гармонию. Дети, к примеру, больше склонны к ярким и насыщенным цветам.

Заключение

В заключении следует сказать, что утверждение, что если сумма цветов даёт нейтральный серый цвет, то эти цвета гармоничны не совсем правильное. В нём должно быть много оговорок и поправок. Прежде всего полагаться нужно на собственное восприятие.

На основе материалов с сайта: http://pavel-kosenko.livejournal.com