Креатив в фотографии. Мнение Steve Beats

В нашей сегодняшней статье мы хотим рассказать вам о креативе в фотографии, а также подсказать несколько интересных, возможно незнакомых и совершенно неожиданных для вас идей создания креативных и необычных фотографий. 

Вы наверняка знаете о том, что создать по-настоящему креативную фотографию, фотографию, совершенно не похожую на работы других авторов, возможно даже и менее вас искушенных в фотоискусстве, очень и очень сложно. Но, тем не менее, существует несколько приемов, несколько основных идей того, как вы сможете сделать свой снимок поистине креативным. Этому, собственно, и посвящена наша статья. В ней мы покажем вам несколько совершенно необычных снимков и расскажем, как их авторы добились такого впечатляющего результата в своей работе. Конечно, дадим слово и самим авторам этих фотографий – фотографам профессиональным и известным в мире фотоискусства.

Съемка объектов, которые очень быстро движутся

Удивительные объекты для своих работ выбрал Стиви Beats. Этот фотограф снимает летящие реактивные самолеты. Да-да! Снимает их не на земле, стоящими на аэродроме, а именно в небе, в их естественной стихии, в полете! А скорость полета этих железных птиц, созданных разумом человека, ой как велика!

Конечно, мы с вами, скорее всего, никогда не будем заниматься чем-то подобным. Но, тем не менее, вам наверняка было бы очень интересно узнать, как же все-таки Стиви умудряется фотографировать летящие самолеты. Как он готовится к съемке и как претворяет в жизнь свои проекты. Вот что по этому поводу говорит сам автор:

«При фотографировании самолета во время его полета очень важно правильно настроить фотокамеру.  Скорость летящего реактивного самолета составляет примерно 400-450 узлов. Но, тем не менее, современные цифровые зеркальные фотоаппараты обладают достаточно хорошими системами автоматической фокусировки, которые работают очень быстро. Это позволяет мне добиться весьма неплохой резкости на снимке, даже если автофокус работает в непрерывном режиме, а сам объект перемещается с огромной скоростью. Чтобы увеличить производительность автофокуса, хорошо будет уменьшить количество активных точек фокусировки».

Стиви Beats рекомендует фотографировать самолеты с очень короткой выдержкой. Примерно 1/800-1/1600 секунды. Это позволит получить на снимке резким и сам объект съемки, и фон, который находится позади него. Но если вам захочется сделать фон размытым в той или иной степени, то выдержку нужно увеличивать примерно до 1/125-1/500 секунды.  

Животные – замечательные модели!

Многие из вас наверняка не раз фотографировали своих кошек и собак. Такими снимками социальные сети в интернете просто завалены. Конечно же, и вы тоже сможете сделать достаточно неплохой портрет своего питомца. Но что вам мешает подойти к этому делу по другому, по новому, креативно? Добавить в кадр какую-нибудь «изюминку», свежую идею… Для этого вам, в первую очередь, будет нужно внимательно понаблюдать за своим любимым животным, изучить его характер, научиться предсказывать наперед его поведение, предвидеть его поступки. А еще – попробовать поснимать с непривычного ракурса (напомним: ракурс – это угол, под которым вы фотографируете).

Приверженец уличной фотографии, фотограф Лесли Энн Геркуланум тоже любит фотографировать животных. В том числе и тех, которых он встречает на улице.  Давайте послушаем, что он советует тем начинающим фотографам, которые хотят заняться фотографированием животных.

«Главное, что вам нужно – говорит Лесли – это сначала придумать, а потом и рассказать зрителю историю о животном, которое вы хотите сфотографировать. Эта история должна быть захватывающей, способной увлечь внимание зрителя. Но в, то же время, вам нужно оставаться немного в стороне от происходящего, стараться не мешать развитию событий. Ну и, конечно же, не нужно бояться ставить эксперименты с композицией».

Хороший помощник в креативной фотографии —  вспышка

Как известно, фотовспышка служит в основном для того, чтобы во время съемки при необходимости добавить недостающую порцию света. Но этот импульсный источник света кроме своего основного назначения может помочь фотографу в достижении креативности. Например, фотовспышка очень хорошо раскрывает детали в светлых и темных областях снимаемых вами объектов. А еще контрастный и сильный ее свет делает объект несколько резче. Но чтобы добиться этого, нужно знать некоторые тонкости работы со вспышками. Ну, например, хотя бы то, что при съемке кадр надо немного недоэкспонировать. В этом случае при фотографировании пейзажа небо в кадре будет намного темнее, чем оно было в реальности. Понятно, что этот кадр был сделан днем. Но посмотрите, какой интересный эффект получился на снимке! Зритель наверняка задумается о том, в какое же время была сделана эта фотография.

Для экспериментов в съемке с фотовспышками хорошо подходит пляж. В этом случае фотографа, а, значит, и зрителя, не будут отвлекать всевозможные элементы фона, которые в других видах съемки зачастую «тянут одеяло на себя». Отсутствие этих элементов сделает кадр намного легче. А это значит, что вы получите возможность ставить всяческие опыты. Заметим так же, что снимки со вспышкой, сделанные на закате, получаются намного интереснее, чем снимки, сделанные днем.

Обращайте внимание на детали

Представьте, вы вдруг оказались в каком-нибудь красивейшем уголке природы. Вокруг вас горы, голубое небо в облаках… Или улица древнего города со старинными домами с колоннами и лепниной, ажурный чугунный мост через реку…Первый порыв обычного фотографа —  зафиксировать на снимке всю эту потрясающую красоту, которая простирается вокруг. Он, конечно же, достает из сумки широкоугольный объектив. Еще бы – в кадр хочется вместить всё вокруг. Ну, может быть, не всё, конечно (вспомните незабвенного Козьму Пруткова: «Нельзя объять необъятное»), но, по крайней мере, как можно больше.

Умерьте свой пыл. Сосредоточьте внимание на деталях. Как раз они-то, чаще всего, и остаются незамеченными основной массой фотографов-дилетантов.

Вот что говорит по этому поводу известный фотограф-пейзажист Джон Гиббс:

«Съемка деталей – дело намного более сложное, чем фотографирование широких ландшафтов. Я рекомендую в этом случае отходить от общепринятых стереотипов. Тут нужно, в первую очередь, подумать о том, что может удержать внимание зрителя в границах будущего кадра. Это в основном линии —  диагонали, зигзаги. В том числе и так называемые направляющие линии. А еще нужно обращать внимание на ракурс, под которым вы снимаете. Всё это обязательно заинтригует зрителя и он, по крайней мере, обратит внимание на вашу фотографию, выделит ее из ряда работ других авторов».

Джон Гиббс так же советует перед началом съемки оценить композицию будущего кадра, тщательно продумать, что на нем будет изображено, что войдет в его границы. Так же нужно задуматься и о том, на чем вы хотите акцентировать внимание зрителя своей фотографии. Возможно, какие-то элементы объекта съемки лучше будет упустить, вывести за границы кадра. Не бойтесь сделать и это.

Снимать Джон Гиббс рекомендует на выдержке 1/400 – 1/800 секунды. Это нужно для того, чтобы избежать смазывания и шевеления, сделать кадр более резким и четким. Хорошо будет использовать  Live View. Это позволит вам получить хорошую глубину резко изображаемого пространства.

Смотрите на обычные вещи необычно!

Для достижения креатива совсем не нужна дорогая и навороченная фототехника. И необыкновенные, экзотические места тоже не нужны. Вот, например, посмотрите на эту абстрактную фотографию Энди Белла. Как вы думаете, что на ней изобразил фотограф? Можно подумать всё, что угодно. Согласитесь, тут есть, где разыграться фантазии зрителя.  А ведь это всего-навсего стена с белой полосой, которая расположена около лужи. В коллекции этого фотографа великое множество подобных впечатляющих работ. Порой они могут полностью перевернуть наше представление о реальности.

Вот что говорит о своем творчестве сам Энди, что он советует новичкам:

«Прежде всего, я рекомендую вам отказаться от стандартного, обычного образа мышления, от того, каким видят окружающий мир все люди. Посмотрите на этот мир  с другой стороны. Переверните его вверх ногами. Добавьте в эту реальность отражения, полосы, пятна, другие нестандартные элементы. И  ваш кадр сразу преобразится, станет намного более интересным».

Очень интересные эффекты создает ветер – говорит Энди. Ветер помогает увидеть во вполне обычных предметах весьма оригинальные и интересные модели для съемки. И вообще, снимать в ветреную погоду, по мнению этого фотографа, намного интереснее, чем тогда, когда на улице спокойная обстановка.

Говоря о технической стороне съемки подобного рода, Энди Белл рекомендует фотографировать при отключенном автофокусе, так как автоматика камеры чаще всего фокусируется не на объект, который вы хотите выделить в своем кадре, а на то, что находится на переднем плане, непосредственно перед объективом фотокамеры.

Взгляд «в пол» — сверху в низ

Иногда для того, чтобы сделать фотографию креативной, может потребоваться спонтанность. Например, а что, если вставить в фотоаппарат широкоугольник и отправится на съемку на городские улицы. Снимать то, что находится под вашими ногами.

Давайте не будем сегодня ходить по городским улицам, приложив окуляр видоискателя вашего фотоаппарата к собственному глазу. Повесть камеру на шею, направьте ее объектив вниз  и снимайте. Смело, не задумываясь, снимайте всё то, что находится под вашими ногами. Во-первых, окружающие вас на городских улицах люди, скорее всего,  не заметят того, что вы заняты фотографированием, а во-вторых, такой прием в работе позволит вам сделать массу интересных и необычных фотографий.

В этом случае лучше всего будет пользоваться режимом  Live View. Но не забывайте, что при такой съемке при ярком солнечном освещении у вас могут возникнуть проблемы с детализацией. Вот поэтому придя домой и перкачав отснятый материал на компьютер, вам придется заняться тщательным отбором снимков и их кадрированием.

Интересные и необычные тени

Услышав про то, что им придется снимать на улице при ярком солнечном свете, фотографы часто приходят в ужас. Глубокие черные тени могут запросто погубить весь отснятый в этот день материал. И это действительно так. Ну а что, если все-таки не ждать «золотого часа фотографии» (так обычно называют время, когда солнце стоит низко над горизонтом и создает красивые длинные тени от окружающих предметов, хорошо выявляет фактуру объектов, делает свет более мягким, но в то же густым и насыщенным)? Что, если выйти на съемку в самое неподходящее, казалось бы, время, во время полуденного пекла? Давайте-ка отправимся на охоту за так называемыми теневыми снимками.

На таких снимках обычно очень красиво выглядят города, улицы со старинными и высокими зданиями. Только при этом акцент на снимках нужно делать не на самих зданиях, а на тенях, которые они отбрасывают на асфальт. А если вам удастся ввести в снимок людей и их тени – то результат будет просто замечательным!

Посмотрите вот на эту фотографию. Ее автор —  Michael Арес. Снимок сделан камерой Nikon D7000 и объективом 18.0-55.0mm f/3.5-5.6. Вот что говорит о его создании сам Михаэль:

«Как-то в конце дня, ближе к вечеру, я прогуливался по мосту Whittier, который находится в Калифорнии. И обратил внимание на живописные тени, которые отбрасывают пальмы. В этих тенях ясно прослеживались интересные повторения узоров. И мне пришла мысль о том, что эти тени от пальм могут стать прекрасной основой для неплохого кадра. Времени в тот вечер у меня было вполне достаточно, и я решил немного подождать. Чего именно —  я сам еще не знал. Не знал, что может стать яркой и в то же время не главной, а дополняющей деталью в этой картинке. Примерно через полчаса мои ожидания увенчались успехом. Велосипедист, проезжающий мимо, сам не догадываясь о том, стал таким элементом. Как мне кажется, фотография получилось просто великолепной».

И это, согласитесь, действительно так.

Взгляд сверху вниз

Участие зрителя в происходящем —  это часто бывает причиной успеха фотографий. Хотим предложить вам интересный и необычный подход к таким снимкам. В чем его главная идея? В том, чтобы фотографировать… свои собственные ноги в самых различных ситуациях, в самых необыкновенных местах. Песок на пляже, трава на лесной лужайке, вода в луже, грязь по щиколотку на сельской дороге, горячие листы железа на накаленной солнцем крыше… Места могут быть самыми оригинальными и порой даже нелепыми. На каком-то этапе эта серия снимков может превратиться в отдельный фотопроект, который обещает быть достаточно интересным…

Размытый передний план

Перед вами фотография, которую сделал фотограф Энди Astbury, когда он прогуливался за городом.

Вот что пишет об этом сам Энди:

«Наткнувшись на это красивейшее поле ячменя, которое меня просто заворожило, у меня срезу же возникла идея сделать его снимок в слегка размытом виде. Но непосредственно во время съемки появились совершенно непредвиденные мной проблемы с экспозицией. Сначала я сделал несколько снимков с выдержкой 1/30 секунды при диафрагме 16. После чего я принял решение о том, что снимок надо немного, на одну ступень, недоэкспонировать. И сделал еще несколько снимков при выдержке 1/60 секунды и диафрагме 16. При этом достаточно хорошо были переданы детали неба и яркие пятна на отдаленном расстоянии. Но и это меня не удовлетворило. Следующая серия снимков – рассказывает Энди – была сделана при выдержке 1/8 секунды и диафрагме 22. Только тогда я достиг такой степени размытия поля, которая мне понравилась. Более того, сделав несколько последовательных кадров, уже дома, при их постобработке на компьютере в графическом редакторе, я соединил несколько этих снимки в один. Это потребовало кропотливой работы при помощи масок и нескольких слоев. В конечном варианте фотографии слились три снимка общего плана, которые были сделаны с выдержками 1/60 секунды, 1/30 секунды и 1/15 секунды и диафрагме 16, и семь снимков переднего плана, то есть, собственно ячменного поля. Эти снимки были сделаны при выдержке 1/8 секунды и диафрагме 22. Это и помогло мне в конечном итоге показать зрителю этот поток ячменного поля, передать ощущение колыхания ячменя на ветру. Рассказать об этом было намного сложнее, чем сделать реально» — улыбается Энди.