Женщина с камерой

Сегодня мы хотим рассказать вам о самых талантливых и самых известных женщинах-фотографах мира, живших и работавших в 20 веке. По мнению теоретиков и историков фотографического искусства, эти мастера внесли в него неоценимый вклад.

Ева Арнольд (1912-2012)

Фотограф и журналист Ева Арнольд жила и работала в Америке. Она стала первой женщиной – членом известного фотографического агентства Magnum Photos.

Фотографией Ева увлеклась в далеком 1946 году. Но уже через два года под руководством Алексея Бродовича она сделала свои первые шаги в профессиональной карьере в журнале Harper’s Bazaar, где тот был арт-директором. В фотожурналистике Ева работала очень активно. Ей довелось снимать во многих странах мира. Она побывала в Китае. Афганистане, России, ЮАР. Кроме репортажной, сюжетной фотографии Ева Арнольд создавала прекрасные портреты самых разных людей. Но особую известность ей принесли портреты политических деятелей и звезд Голливуда. Еве позировали Элизабет Тейлор, Марлен Дитрих, Жаклин Кеннеди, Маргарет Тэтчер, Елизавета Вторая, Джоан Кроуфорд, Кларк Гейбл, Малкольм Икс и многие другие люди, вошедшие в мировую историю. Но особенно прославило имя Евы Арнольд серия портретов Мэрлин Монро.

После окончания Второй Мировой войны коллеги присвоили Еве Арнольд неофициальный титул гранд-дамы мировой фотожурналистики. И действительно, Ева считается одним из самых величайших творцов «золотого века» новостной и актуальной фотографии. Имя этого фотографа у многих навечно стало ассоциироваться с такими известными журналами, как Life и Look. Эти издания славились в основном не своими текстами, а именно иллюстрациями к ним, великолепными фотографиями, авторами которых были такие мастера фотожурналистики, как Роберт Капа, Анри Картье-Брессон, Гордон Паркс и многие другие.

Интересно, что первая персональная фотовыставка Евы Анольд состоялась только лишь в 1980 году, в Нью-Йорке, в Бруклинском музее. На этой выставке Ева представила свои снимки, которые она сделала в Китае.

В 1995 году Ева Арнольд стала членом Королевского фотографического общества.

В одном из интервью великий мастер фотожурналистики так рассказывала о себе и о своем творчестве: «Очень часто сюжеты моих фотографий повторялись. Я была бедным человеком, и мне было очень интересно и важно запечатлеть бедность других людей. Так же меня интересовала и политика. Я всё время пыталась понять, как политика сказывается на жизни обычного человека, на всей нашей жизни. Ну и, кроме всего прочего, я женщина. И, естественно, мне всегда очень хотелось как можно больше узнать о других женщинах, об их повседневной и будничной жизни». 

Инге Морат (1923-2002)

Второй женщиной-фотографом, принятой на работу в популярное фотоагентство Magnum Photos была австрийка Инге Морат. Это произошло в 1953 году, через семь лет после того, как туда пришла Ева Арнольд. За весь период своей творческой жизни Инга Морат  опубликовала около 30 монографий. Главные жанры, в которых она работала – это пейзаж, съемка архитектуры, портреты, и, конечно же, репортаж. Но известность Инге в первую очередь принесла стрит-фотография.

С фотографией как искусством Инге Морат познакомилась в послевоенное время, когда в самом начале 50-х годов работала с фотографом Эрнстом Хаасом в Вене. Вдохновителем Инге, тем человеком, который дал толчок ее творчеству, стал Анри Картье-Брессон. Именно после знакомства с его работами Инге начала снимать самостоятельно.

Инге Морат побывала в очень многих странах мира. Путешествовать она очень любила. Ближний Восток, Европа, Африка, Южная Америка, США нашли отражение в ее многогранном творческом наследии.  Инге как-то сказала в одном из своих интервью: «Фотография – странное дело… Фотограф доверяет своему глазу, но он не может обнажить душу».

Маргарет Бурк-Уайт (1904-1971)

Эту женщину можно смело назвать пионером репортажа в искусстве фотографии. Маргарет Бурк-Уайт, фотограф и журналист из Америки, стала первой женщиной, которая начала работать фотокорреспондентом в журнале Life. Больше того, она стала первой из всех фотожурналистов, которой разрешили посетить СССР и снимать там. Случилось это в 1930 году. Более того, Маргарет – первая женщина-фотограф, получившая разрешение работать на фронтах Второй мировой войны. На войне Бурк-Уайт снимала очень много. Единственным иностранным фотографом, оказавшимся в Москве во время нападения на СССР фашистской Германии, была именно Маргарет. Впоследствии она сопровождала на войне войска Америки.

Маргарет Бурк-Уайт стала автором книги «Дорогая родина, отдыхай спокойно» (Dear Fatherland, Rest Quietly), в которой она показала всему миру ужасы этой войны. Книга очень быстро приобрела мировую известность. Вторая, уже автобиографическая книга Маргарет «Собственный портрет» также стала бестселлером.

Современники Маргарет говорили о том, что она всегда умела видеть объективную сущность события, которое она снимала. Каждый ее кадр был очень личностным, отражал ее собственное отношение к тому, что происходит рядом. Бурк-Уайт была великолепным мастером динамического журналистского фотоэссе. Ее работы были до невероятности проницательны, в них мастер удивительно умела передавать живые эмоции. Маргарет говорила, что фотокамера для нее была спасением, неким барьером между реальностью и ей самой.

Фотографии Бурк-Уайт хранятся сегодня в Библиотеке Конгресса в Вашингтоне и в исторических музеях Америки. Умерла Маргарет после долгого страдания болезнью Паркинсона, когда ей было 67 лет.

Лилиан Бассман (1917-2012)

Лилиан Бассман родилась в еврейской семье, которая эмигрировала в Нью-Йорк.  В 50-60 годах прошлого века Лилиан Бассман была арт-директором и фэшн-фотографом в  Harper’s Bazaar. Но вскоре она решила кардинальным образом поменять стиль своей работы и стала заниматься высококонтрасной черно-белой фотографией. Этот свой стиль она также применяла и в фэшн-фотографии. Именно это и принесло ей впоследствии немалую популярность.

Также Лилиан занималась и пиктореализмом в фотографии. Как считают теоретики фотоискусства, исследователи творчества Бассман, именно это объясняет живописность ее работ, а также их графичность. Лилиан Бассман никогда не жалела времени на различную нестандартную обработку своих фотографий, любила экспериментировать в различных направлениях, пробовала снимать на продолжительных выдержках, вне фокуса, использовала в своей работе множество других приемов.

Этого мастера фотоискусства часто называют фотографом-самоучкой. Как говорила о себе сама Лилиан, она всегда пыталась «избавиться от тяжести в фотографии». Интересно также и то, что в конце жизни мастер освоила цветную и цифровую фотографию, увлеклась абстрактным фотоискусством и достаточно хорошо владела фотошопом.

Диана Арбус (1923-1971)

Фотографу из Америки Диане Арбус  известность принесли черно-белые снимки квадратного формата, на которых изображены различные «девиантные личности и маргиналы (карлики, гиганты, транссексуалы, нудисты, циркачи), а также обычные люди, которые выглядят уродливо и ирреально». В свое время журнал Aperture издал каталог работ Дианы, который и сегодня можно смело назвать самым активно раскупаемым во всей истории фотоискусства.

Началом  творческой  карьеры Дианы Арбус можно считать  посещение одной из фотвыставок в галерее Альфредап Стиглица, на которой вместе со своим мужем Аланом она побывала в 1941 году.  На этой выставке она впервые увидела работы таких прославленных мастеров фотоискусства, как Пол Стрэнд, Эжен Атже, Мэттью Брэди, Билл Бранд, Тимоти О’Салливан. У Алана к тому времени уже имелся некоторый опыт работы в фотографии. В годы Второй мировой войны муж Дианы окончил курсы армейских фотографов. Впечатления от этой выставки подтолкнули супругов к их первому совместному проекту в области фотоискусства. Этим проектом стало создание снимков для рекламы универмага, которым владел отец Дианы Арбус.

Спустя несколько лет супруги решили открыть свое собственное фотоателье. Случилось это в 1946 году. Ателье решили назвать «Diane & Allan Arbus». Диана стала его художественным директором, а Алан – фотографом. Ателье очень скоро стало достаточно популярным в Нью-Йорке. Алану и Диане стали поступать заказы от таких популярных журналов, как Vogue, Glamour, Harper’s Bazaar, Seventeen. Но это было совсем не тем, что интересовало молодых, одержимых творчеством фотографии людей. Как говорили сами Алан и Диана, мир моды они просто терпеть не могли.

Через какое-то время Диана решила работать одна и открыла для себя не совсем обычную тему в фотоискусстве. Она стала показывать миру людей, при встрече с которыми очень часто отводят глаза в сторону. Образы, которые стали вдохновлять Диану, просто впечатляют. Это различного рода карлики, гиганты, нудисты…

Интересно, что работая над такой темой, Диана Арбус оставалась очень чувствительным человеком, глубоко воспринимала всю трагедию показываемых ей на своих фотографиях людей, переживала за них всем сердцем. Очень долгое время Диана была подвержена депрессии. Свою жизнь она покончила самоубийством в 1971 году. Фотография Дианы Арбус Identical Twins  в 2004 году была продана почти за полмиллиона долларов.

Вивиан Майер (1926-2009)

Эту американку, работавшую в жанре уличной фотографии, во всем мире принято считать самым загадочным из всех фотографов, живших и творивших в минувшем ХХ веке. Свои первые фотографии Вивиан сделала еще живя во Франции в конце 40-х – начале 50-х годов минувшего столетья. Приехав в Америку, Майер увлеклась съемкой городских пейзажей. Немного позже она приобрела хорошую камеру Rolleiflex.

Интересно то, что свое творчество сама Вивиан рассматривал как не более чем хобби, не считала себя профессионалом в фотографии и тем более не заботилась о том, чтобы ее работы публиковались.

На снимках Вивиан Майер зрители видят, прежде всего, Нью-Йорк в период примерно с 1950 по 1980 годы. На этих фотографиях отражена жизнь города того времени. У Вивиан в ее снимках скопилось множество образов. Свои снимки она порой даже и не печатала на бумаге. Более того, в конце своей довольно продолжительной жизни она и пленки практически не проявляла, а просто складывала их в коробки отснятыми, но не проявленными.

На жизнь Вивиан Майер зарабатывала, работая няней. О том, что она страстно увлечена фотографией, не знал почти никто. Как рассказывают знавшие ее лично современники, Вивиан была очень скромным, скрытным человеком. Но, в то же время, и весьма эксцентричным. Несмотря на свой довольно большой рост, она носила мужские ботинки большого размера и очень длинную одежду. Всё это делало ее фигуру еще более необычной, колоритной и весьма заметной на городских улицах.

Кроме фотографии, Вивиан интересовалась искусством кино. Более того, она даже сняла несколько бессюжетных роликов о городской жизни. А еще эта странная женщина записывала интервью с людьми, с которыми она заводила беседы порой прямо на улицах.

Все архивы Вивиан Майер на сегодняшний день находятся в стадии обработки и систематизации и ждут своих исследователей.

Интересно то, что имя этого замечательного фотографа совершенно случайно открыл миру Джон Малуф¸ купивший на одном из аукционов ее фотографии и другие архивы всего лишь за 400 долларов. Во время покупки Джон даже и не подозревал, как велика ценность того, что ему удалось приобрести. Впоследствии, при более тщательном знакомстве с покупкой, он насчитал в ней более ста тысяч негативов! Разборкой архива Вивиан Майер их нынешний счастливый обладатель занимается до сих пор. Часть снимков впоследствии  он планирует опубликовать. А вообще снимков  было настолько много, что  у Джона возникла проблема с их хранением. Именно поэтому часть архивов он решил продать коллекционеру Джеффу Гольдштейну (Jeff Goldstein).

Лизетт Модел (1901-1983)

Лизетт Модел – австрийка, живущая в Америке. Родилась она в Вене, в хорошей и обеспеченной семье. Занималась музыкой. Ее педагогом был известный композитор Шёнберг. После того, как умер отец Лизетт, семье пришлось перебраться в Париж.   В столице Франции будущий известный фотограф зарабатывала пением. Но это дело Лизетт скоро стало совсем не интересно, и она занялась фотографией.

Фотографии Лизетт Модел училась у Роже Андре, которая была первой женой Андре Картеша. Именно она внушила ей принцип, который впоследствии стал главным, ключевым во всем ее творчестве: «Никогда не следует фотографировать то, в чем ты страстно не заинтересован». 

Теоретики и историки фотоискусства считают Лизет Моделл  одним из основоположников уличной фотографии. Ее взгляд на мир всегда был довольно жестким, в чем-то даже жестоким.

У Лизет было много учеников. Самые известные из них – Диана Арбус, о которой мы только что тут рассказали, а так же Брюс Вебер. Лизетт Модел всегда говорила своим ученикам: «Фотографируйте из своих кишок!». И ученики очень часто принимали эту ее позицию. Диана Арбус именно на этой основе и построила практически всё свое творчество: «снимала внутренностями», показывая людям именно то, что они не хотели замечать в своей обыденной жизни.     

Главным источником вдохновения для Модел была городская среда. На ее снимках зритель видит толпы спешащих куда-то людей, лица бездомных бродяг, отражения в окнах домов, красоту богатых престарелых увядающих женщин… Фотографии Лизетт Модел публиковались в глянцевых журналах  Look и Harper’s Bazaar до середины 50-х годов прошлого века. Но впоследствии ее жесткий стиль стали считать несовременным,  и он перестал быть популярным.

Франческа Вудман (1958-1981)

Франческа Вудман  – дочь американского фотографа и живописца Джорджа Вудмана и художницы-керамистки Бетти Вудман. Фотографировать Франческа начала очень рано. Свои первые снимки она сделала, когда ей было всего лишь 13 лет. После окончания обучения в школе дизайна, девушка стала часто бывать в авангардной книжной лавке-галерее «Мальдорор». В этом магазинчике и состоялась ее первая персональная выставка фотографий.

Серия работ Франчкески Вудман, которая носила название «Несколько образцов расстроенной внутренней геометрии», была напечатана в Филадельфии в 1981 году. Это издание  стало единственной прижизненной публикацией талантливого фотографа.

Творчество Франчески Вудман  историки и теоретики фотографии обычно называют фантасмагоричным, в чем то даже безумным. Сама автор часто присутствует в своих снимках. Мир ее фантазий незнакомый и порой пугающий, он олицетворен мистическим домом с окнами, зеркалами и камином. На свою жизнь Франческа Вудман всегда пытается посмотреть как бы со стороны,  отражая ее в фотографиях. И это отражение ощутимо практически в каждой ее работе. Она пытается увидеть невидимое, уловить неуловимое.

Как считают арттеоретики, на творчество этого замечательного фотографа большое влияние оказала живопись и сюрреалистическая фотография, автопортреты Фриды Кало и Ремедиос Варо, а также работы Ханса Беллимера и мастеров из США Р.Ю. Митъярда и Кларенса Джона Лафлина.