Измерение экспозиции и стандартные объекты съёмки

Вo всex рeжимax твoрчeскoй зoны, тaк жe, кaк и в aвтoмaтичeскиx рeжимax съёмки, встрoeнный экспoнoмeтр фoтoaппaрaтa дaёт oтличныe рeзультaты тoлькo для стaндaртныx oбъeктoв съёмки. Чтo тaкoe стaндaртный oбъeкт съeмки? Бoльшинствo oбъeктoв в
нaшeй жизни oтрaжaют примeрнo 18% свeтa пaдaющeгo нa нeгo. Тaкиe oбъeкты и нaзывaются стaндaртными.

Однако, если в границах снимаемого кадра находятся крупные объекты отражающие больше или меньше 18% света, то экспонометр вашего фотоаппарата всё равно будет устанавливать экспозицию для стандартного объекта, отражающего ровно 18% падающего света. В результате вы получите снимок с неправильной экспозицией. Например, снег (который отражает гораздо больше 18% света) будет казаться серым. Чёрный рояль с пианистом в чёрном фраке получится на снимке не чёрным, а опять некрасиво серым… Получается, что полуавтоматические режимы творческой зоны не так уж и хороши и фотографу в ряде случаев всё равно придётся подбирать экспозицию в полностью ручном режиме М.

Даже при настройках фотоаппарата в ручном режиме М, встроенный в фотоаппарат

экспонометр будет рассчитывать экспозицию исходя из того,

что перед объективом находится стандартный объект съёмки.

Профессиональные фотографы, давно решили эту проблему — они измеряют не отражённый от объекта свет, а падающий. В этом случае, отражающая способность объекта съёмки никакой роли не играет, но для точного замера экспозиции требуется как минимум два условия — возможность подойти к объекту съёмки вплотную и фотоэкспонометр в виде отдельного (увы, не очень дешёвого) прибора с соответствующей рассеивающей
насадкой.

На самом деле, опытные фотографы не так уж часто пользуются полностью ручным режимом настройки фотоаппарата, потому что и в полуавтоматических режимах P, S(T) и A(Av) всё таки можно исправить ошибки встроенного экспонометра фотоаппарата!

Режимы настройки фотоаппарата и коррекция экспозиции

В любом современном цифровом фотоаппарате для съёмки нестандартных объектов есть очень полезная кнопочка — коррекция экспозиции или экспокоррекция. Обозначается она обычно в виде квадрата, разделённого диагональю на две части — в одной части стоит знак минус, а в другой плюс. И действует эта кнопка одинаково во всех настройках творческой зоны, кроме M.

В зеркальных фотоаппаратах начального уровня (с одним управляющим колёсиком) и во многих компактных фотокамерах для установки диафрагмы в ручном режиме М требуется нажать эту кнопку и, не отпуская её, крутить колёсико или же нажимать управляющую кнопку. В более "продвинутых" фотоаппаратах есть два колёсика — одно регулирует выдержку, другое диафрагму. Экспокоррекция в полностью ручном режиме М не работает — да это и не нужно, ведь все настройки фотоаппарата выставляются вручную, независимо от того, что там себе "думает" экспонометр.

Если фотограф нажмёт кнопку экспокоррекции в режиме приоритета выдержки и покрутит управляющее колёсико фотоаппарата, то установленное автоматически значение диафрагмы изменится, а выдержка и ISO при этом останется прежней.

Естественно, индикатор экспозиции вашего фотоаппарата сместится с нулевой отметки и покажет, что кадр будет либо переэкспонирован, либо недоэкспонирован, в зависимости от того, в какую сторону вы крутили управляющее колёсико — в плюс или минус. Но это будет "подсказка" экспонометра фотоаппарата, который на самом деле даже не "догадывается", что перед объективом находится нестандартный объект съемки!


Экспокоррекция 0EV

то, что выбрал фотоаппарат
Экспокоррекция -2EV

для более тёмных объектов

Экспокоррекция +2/3EV

для более светлых объектов

В результате этих нехитрых действий вы как бы сообщаете автоматике вашего фотоаппарата о том, что перед объективом находится нестандартный объект съёмки, который отражает не 18% серого, а больше или меньше и что стандартная экспозиция для этого объекта не подходит.

Точно так же, в режиме приоритета диафрагмы, при применении экспокоррекции измениться только выдержка, а жёстко заданная фотографом диафрагма (и глубина резкости) останется неизменной!

В программном режиме, фотоаппарат реагирует на коррекцию экспозиции немного по другому — изменяется и выдержка и диафрагма, но результат получается такой же, как и в приоритетных режимах — вы получите смещение индикатора экспозиции в ту или иную сторону, в зависимости от вашего желания.

Приоритет компенсации вспышки над компенсацией камеры

Если вы фотографируете с включенной встроенной фотовспышкой или внешней фотовспышкой в режиме AUTO, то несмотря на введённую поправку экспозиции вы получите такую же экспозицию, как и без экспокоррекции.

Это происходит потому, что современные "умные" фотовспышки компенсируют введённую вами поправку экспозиции соответствующим изменением мощности импульса. Поэтому, при необходимости экспокоррекции при включенной вспышке нужно пользоваться
коррекцией мощности фотовспышки. В некоторых камерах коррекция мощности фотовспышки называется приоритетом компенсации вспышки над компенсацией камеры.

На какую величину вводить экспокоррекцию или коррекцию мощности вспышки, зависит от нестандартности снимаемого объекта или сцены и опыта фотографа. Но, если вы, после съёмки каждого снимка будете смотреть на гистограмму яркости полученного снимка, то вы сразу заметите, что установленная фотоаппаратом экспозиция не соответствует требуемой и вовремя сможете ввести
соответствующую поправку.