Ищем сюжет для документальной фотографии

Что такое документальная фотография? Когда-то, лет 30-40 назад, под этим термином подразумевалась фотокарточка 6х7 см. для паспорта или 3х4 см. на пропуск для того, чтобы проходить на фабрику или на завод. Некоторые и сейчас так считают. Но это неправильно. Документальная фотография —  это фотография, ставшая документом. То есть такой снимок, который показывает зрителю один из моментов какого-либо важного события, рассказывает какую-нибудь историю. Эта история или это событие могут быть и трагическими, и трогательными, и смешными… Главная задача фотографа-документалиста – выхватить из происходящего перед его объективом самое важное, самое значимое. И показать это зрителю. Причем так показать, чтобы у зрителя появились те или иные эмоции. Чтобы зритель улыбнулся, чтобы стал переживать… А возможно, ему даже станет страшно от того, что он увидит на снимке. Короче, документальная фотография —  это отражение реальной жизни. Всего того, что происходит вокруг нас. Те снимки, которые публикуются на страницах газет, на новостных сайтах в интернете, те фотографии, которые оседают в архивах.

Основная задача документальной фотографии – не только проинформировать человека о каком-то событии, но и заставить задуматься о своей собственной жизни, о жизни других людей, живущих рядом, а, возможно, даже и сделать что-то, чтобы изменить окружающий нас мир, сделать его чище, лучше, уютнее.

Попробовать свои собственные силы в фотодокументалистике может каждый, даже начинающий фотолюбитель. Даже тот, кто только вчера взял в руки фотоаппарат. Что вам мешает попробовать посредством фотографии рассказать всем-всем-всем о том, что происходит около вас: в вашей стране, в вашем городе, на вашей улице, в конце концов? Покажите другим людям то, что не видят, не замечают они. А может быть, просто не хотят замечать. Например, откройте им глаза на какую-нибудь волнующую вас проблему…

В нашей сегодняшней статье мы постараемся дать ответы на несколько вопросов, касающихся документальной фотографии.

Что снимать? Где искать сюжеты?

Глубоко ошибается тот, кто считает, что для того чтобы сделать запоминающуюся документальную фотографию, фотографу  обязательно нужно  находиться на каком-то значимом мероприятии, быть в гуще событий. Ну, хотя бы на многотысячном митинге, на месте крупного пожара, на важном совещании у министра… Конечно, и в этом случае сделать хороший документальный снимок можно (кстати, далеко не каждый фотограф, оказавшийся в самом центре значимого события, сможет передать в своих снимках весь их драматизм, весь накал страстей). Но гораздо сложнее, а поэтому и интереснее искать сюжеты для документальной фотографии  где-то в другом месте. Просто на городских улицах, например. Или за городом, в заброшенной деревне. В конце концов, просто по пути с работы. Фотографу нужно учиться быть наблюдательным, видеть немного больше, чем видят другие. Один известный фотограф-газетчик по этому поводу любит говорить шутя: «Я ношу очки, и значит, вижу хуже, чем другие. Но зато я вижу больше чем другие.

Должна ли документальная фотография быть художественной?

Конечно же, должна! И документальная фотография, точно так же как и видовая (пейзаж, например), как портрет и как натюрморт должна быть произведением искусства. Ну, по крайней мере, к этому нужно хотя бы стремиться. Почему зритель обращает внимание на документальный снимок? Только ли потому, что фотограф запечатлел на нем какой-то интересный момент? Конечно, момент важен. Но важен не только момент. То есть, не только  то, что показано на фотографии, но и то, как это показано. Цвет, свет, композиция —  про всё это нельзя забывать и в фотодокументалистике. Всё это помогает фотографу донести до зрителя самое важное: эмоциональную составляющую происходящего, еще острее обратить внимание зрителя на те или иные детали и моменты.

Хоть раз вы обращали внимание на то, что достаточно часто документальные фотографии бывают не цветными, а черно-белыми?  Как вы думаете, почему? Ответ тут очень прост. Потому, что отсутствие цвета акцентирует внимание зрителя на том самом важном, что хотел донести до него автор снимка. Цвет отвлекает. А черно-белое изображение концентрирует внимание, еще сильнее подчеркивает драматизм события, показанного на снимке.

Иногда для концентрирования внимания зрителя на самом важном, некоторые фотографы в процессе постобработки снимка на компьютере в графических редакторах,  применяют эффект виньетирования. Этот прием придает изображению некоторую остроту.

Большое значение в документальной фотографии, точно так же как и в других видах этого искусства, имеет точка съемки и ракурс. Если точка съемки фотографом выбрана правильно, то снимок может стать намного более эффектным и эмоциональным,  чем нежели он был бы сделан с обычной точки, с уровня глаз снимающего. Не стесняйтесь, снимайте сверху, снизу, под неожиданным и непривычным углом. Всё это усилит эмоциональность вашего снимка.

Как вести себя при съемке фоторепортажа?

Вести себя нужно очень и очень осторожно. Причин этому несколько. Первая – это то, что далеко не каждому человеку, имеющему шанс попасть в поле зрения вашего фотоаппарата, хочется быть сфотографированным. А во время волнительных событий реакция любого человека может быть неадекватной. С этим следует считаться. Тем более, что в этом случае и закон на его стороне. Особенно осторожным в этом плане нужно быть при съемке трагедий, стихийных бедствие, других подобных происшествий. Не переступайте в своей работе этические, моральные  границы того. Умейте иногда сказать себе «нет» или «Стоп. Вот это показывать уже нельзя». Вторая причина для того, чтобы быть осторожным – это опасность пострадать самому. Упасть, провалиться куда-то и так далее. При неосторожном поведении при съемке фоторепортажа можно, например, угодить под автомобиль, на вас может упасть что-то с высоты… Третья причина – не мешайте работать коллегам и другим специалистам. Умение не лезть в кадр другим фотографам и видеооператорам – это очень важное умение для фотогрфафа-репортажника. Тому, кто занимается такой съемкой, нужно учиться «видеть спиной», работать в команде. Согласитесь, если в самый ответственный момент происходящего, когда вы уже нашли точку съемки и готовы нажать на спусковую кнопку затвора, в вашем видоискателе появляется могучая спина коллеги,  вы будете, по меньшей мере, немного раздражены его поведением. Вот поэтому – не раздражайте других, не лезьте сами им в кадр. Короче, учитесь правильно веси себя на съемочной площадке. Это, по меньшей мере, обезопасит вас. Не мешайте работать и другим специалистам, выполняющим свою работу. Ну, например, охранникам или спасателям. Не вставайте у них на пути, не путайтесь под их ногами. Порой малейшая задержка в действиях этих людей может стоить кому-то не только здоровья, но и жизни. А это, согласитесь, куда важнее эффектного кадра.

А надежным помощником вам в такого рода съемке станет хороший длиннофокусный объектив, который позволит вам снимать с достаточно удаленного расстояния и при этом никому не мешать. Ну, и разрешение матрицы вашей фотокамеры тоже, естественно, должно быть хорошим, чтобы при возможной выкадровке не очень сильно страдало качество снимка.

Как правильно настроить фотоаппарат для документальной съемки?

Главная задача для фотографа-репортажника, для фотографа-документалиста  — это зафиксировать самый важный момент происходящего события, тот момент, который уже не повторится больше никогда. И где и в какую минуту это произойдет —  не знает никто. Вот поэтому фотохроникеру нужно уметь находится в постоянной «боевой готовности». То есть иметь великолепную реакцию на происходящее, умение в любую секунду нажать на спусковую кнопку фотокамеры. Но, увы, в таком случае очень часто у вас просто может не оказаться достаточно времени для того, чтобы  правильно  настроить фотоаппарат. Вот поэтому дадим вам такую рекомендацию: снимайте в режиме приоритета выдержки. При этом выдержка должна быть достаточно короткой, около 1/250 секунды. Это нужно для того, чтобы кадр не получился смазанным. Ведь события, происходящие перед вашими глазами, обычно развиваются очень стремительно, люди и другие объекты находятся в постоянном движении. Будь это хоть  пожарный, спасающий человека, хоть оратор, стоящий на трибуне митинга и при этом активно жестикулирующий. В режиме приоритета выдержки диафрагму и все остальные параметры автоматика подберет самостоятельно, без вашего вмешательства. А это поможет сэкономить вам значительное количество времени.