Фотосъемка собак. Мысли вслух

Животных человек обычно любит. Особенно собак. Особенно тех, которые живут у него дома. Как сказал один из заядлых собачников, «собаки — люди хорошие». Но, тем не менее, животные, и собаки в том числе – конечно же не люди. А для нас, как фотографов, это имеет особое значение. При фотографировании собак, о чем мы и хотим сегодня с вами поговорить, четвероногой модели не скажешь: «Встаньте, пожалуйста, вот так. А теперь чуть-чуть поднимите голову и посмотрите на меня. Спину держите попрямее, и улыбайтесь, улыбайтесь! » и так далее. Собаки (за редчайшим исключением) во время фотосессии нас с вами слушать не будут.  Они будут вести себя так, как это хочется им, а не так, как нужно нам.

Прежде чем начать освоение того или иного нового, ранее незнакомого для нас вида съемки, будь то съемка спорта, например, или макросъемка – прежде всего обычно рекомендуют изучить теорию. Почитать умные книжки, познакомится со снимками классиков, работающих в этом жанре, просто посмотреть подобные фотографии в интернете… Но это, сами понимаете, в идеале. В реальной же жизни так складывается далеко не всегда. То у нас времени нет, вечно заняты какими-то другими делами, то новый для вас вид съемки предстоит совершить буквально завтра утром и познакомиться с теорией элементарно нет никакой возможности… Короче, всё как всегда. Конечно, при съемке можно использовать и старый багаж, накопленный в других, уже привычных для вас видах работы. Это, конечно, хорошо, но выручает не всегда.

Сегодня мы решили поговорить с вами о том, как лучше всего фотографировать собак. Мы постараемся рассказать и о теории этого дела, и о практике. Дадим несколько полезных советов.  Итак, пожалуй, начнем. Представьте, что нам нужно сфотографировать небольшую собаку на открытом воздухе.  Ее владелец выбрал для проведения фотсессии обыкновенный городской парк.

Фотографировать летом в лесу или парке лучше всего  утром или вечером, в так называемые «золотые часы фотографии». Солнце в это время стоит низко и создает на всех объектах очень красивые тени. Фактура различных неровных поверхностей на снимке проявляется во всей своей красоте. Цвета становятся теплыми и мягкими. Короче, фотографических преимуществ масса. Конечно, и днем в лесу можно довольно неплохо фотографировать. Но днем солнце поднимается достаточно высоко, и все тени становятся грубыми, ест риск получить на снимках сильный пересвет, от которого очень трудно избавиться даже во время  посторбработки материала в графических редакторах. Конечно, в этом случае можно возложить некоторую надежду на облака. При их наличии на небе, тени становятся заметно мягче, пересветы практически исключаются. Плюс ко всему, утром и вечером летом нет такой жары, как днем. А от жары и мы, люди, страдаем, а уж наши четвероногие модели, не имеющие возможность снять с себя свои теплые шубы, и подавно чувствуют себя некомфортно, мягко говоря. И еще одна казалось бы мелочь, о которой мало кто догадывается. При ярком солнце щурятся не только люди, но и животные. В том числе и собаки. А нам это, сами понимаете, совершенно ни к чему.

Заметим также, что при съемке в пасмурную погоду тени становятся более мягкими, а освещение заметно равномернее, но вот небо обычно выглядит белесым и достаточно некрасивым. Вот почему мы рекомендуем не включать его в границы кадра.

А вообще при съемке на улице контролировать освещение намного сложнее, чем при фотографировании в помещении и тем более в студии. Но и на улице можно применять внешнюю вспышку и различного рода отражатели. И то, и другое очень хорошо подсвечивает тени (при контровом освещении, например, когда основной источник света находится непосредственно за моделью), делая их заметно мягче, не такими насыщенными и контрастными. Правда, при работе с отражателями вам потребуется ассистент. Но в нашем случае, при фотографировании собаки,  с этой ролью с успехом может справиться хозяин животного.

Ну вот, про освещение мы сказали. Идем дальше. Как же всё-таки фотографировать собаку.  Давайте определимся с местом съемки. Конечно, идеальный вариант —  фотостудия, в которой фотограф имеет, по сути, неограниченные возможности контролировать не только освещение, но и вообще весь процесс фотографирования. Но фотостудия —  это дополнительные расходы, и далеко не у каждого есть на это дело средства.

Фотографировать собаку можно, конечно же, и в доме, в котором она живет. Но тут может возникнуть сложность с нехваткой места. А также в кадр будет попадать много всего лишнего, что, несомненно, будет отвлекать зрителя от главного героя снимка. Но это не самое главное. Весь этот антураж, так или иначе, можно обыграть смыслово. Проблема, которая в этом случае более существенна — это освещение. Естественное освещение в обыкновенной городской квартире с точки зрения фотографа обычно оставляет желать лучшего. Для того, чтобы получить качественные фотографии, нужно применять дополнительные осветительные приборы. А это – опять деньги. Так что…

Так что, идемте-ка прогуляемся с собакой, которую мы хотим сфотографировать, в один из парков или скверов вашего города. Для съемки постарайтесь выбрать такое местечко, где было бы поменьше людей. Чтобы собака на них не отвлекалась. Не забывайте и о безопасности окружающих. В парке могут гулять дети, которых собака без поводка, пусть даже и маленькая, может испугать.  Рекомендуем позаботиться и о безопасности самой собаки. Выберете такое местечко, где поблизости нет проезжей части дороги.

Теперь мы предлагаем немного отвлечься от теории и на время перейдем к практике. А если быть более точным, к ошибкам фотографов при съемке собак. Итак, представьте, что мы фотографируем в городском парке мопса. Конечно же, при фотосессии будет присутствовать и его хозяйка. Какие ошибки тут наиболее характерны?

Первая ошибка. Фотограф начинает фотосессиию не с фотографирования самой собаки, а со съемки  молодой и красивой ее хозяйки. Очередь до основной «модели» доходит лишь потом. Проще говоря, фотограф пытается, что называется, погнаться за двумя зайцами. Это, конечно не есть хорошо. Но и тут есть некоторые плюсы. Какие? А вот какие. Пока фотограф занят съемкой хозяйки, собака привыкает к нему, к фотокамере, к щелчкам ее затвора, и, что самое важное,  к постоянным ослепляющим  «пыханьям» вспышки.

Вторая ошибка. То есть даже не ошибка, а неминуемое обстоятельство. Наличие людей в парке. И не только людей, но и других собак.  Естественно, наша «фотомодель» постоянно будет отвлекаться на все эти раздражающие ее факторы. Она даже может убежать за каким-нибудь своим собачьим кавалером.

Третья ошибка. Если ваша прогулка-фотосессия затянется, собака может попросту устать. И если с утра ей на улице еще довольно комфортно, то есть прохладно, то ближе к полудню жара нарастает и собаке может стать значительно хуже. А многие собаки жару переносят достаточно тяжело, у них даже сердечный приступ может случиться. Так что перед тем, как фотографировать собаку, постарайтесь узнать об особенностях этой породы, а у хозяина —  о привычках и  особенностях конкретно его питомца.

Про практические ошибки съемки собак сказали. Теперь опять возвращаемся к теории. Продолжаем разбирать главный вопрос темы нашей сегодняшней статьи: «Как фотографировать собак».  

С местом проведения фотосессии мы определились. Снимаем собаку в городском парке. Следующий этап – выбор фона для фотографирования.

Вам наверняка должно быть известно, что фон не должен отвлекать на себя внимание от главного объекта съемки. Собаки, в нашем случае. Идеально, если на фоне не будет видно лишних деталей. Такими лишними деталями может быть всё что угодно: и красивая и яркая клумба в парке, по которому мы прогуливаемся,  и необычное дерево, и стоящий в стороне автомобиль… На всё это зритель может отвлечь свое внимание, а так же и на людей, гуляющих по парку… В кадр может попасть и мусор, который, сами понимаете, ни коим образом не украсит «портрет» собаки. К сожалению, в наших парках и скверах все еще можно встретить валяющиеся на зеленой травке пакеты из под чипсов, пустые пластиковые бутылки и стаканчики,  обертку от мороженого… Тут в связи с этим следует напомнить вам о таком факторе съемки, как глубина резко изображаемого пространства. Чем шире вы откроете диафрагму вашего объектива, тем глубина резкости будет меньше. Это вам должно быть известно. Проще говоря, при «широкой дыре» фон будет размытым, а весь акцент кадра сместится на резко изображенный главный объект снимка – четвероногую фотомодель.

Настало время сказать несколько слов и о подготовке к фотосесси самой собаки. Наша сегодняшняя фотомодель, так же как и самая обычная фотомодель, тоже должна быть в форме, должна быть красивой. Попросите хозяина привести своего питомца в порядок. Пусть он почистит собаке уши, промоет глаза, пострижет когти, помоет и расчешет шерстку. У некоторых собак бывает повышенное слюноотделение. Позаботьтесь об отсутствии слюны на губах «фотомодели». Напомните хозяину, чтобы он взял с собой салфетки. Слюна  никоим образом не украсит животное. Если у собаки, которую вы фотографируете, длинная шерсть – снимать ее в парке в ветреную погоду будет проблематично. Помните и про это.  

Стоит сказать, что фотографирование для любой собаки – это своего рода стресс. Объектив вашей фотокамеры может показаться ей зловещим глазом неизвестного страшного существа. И этот пристально смотрящий на нее глаз может вызвать у животного самую неожиданную реакцию: от ярой агрессии до почти человеческой застенчивости. А щелчки затвора фотокамеры и яркие разряды вспышки могут реально усугубить ситуацию. А если вы снимаете собаку в студии, где обычно бывает жарко, и вообще с точки зрения собаки очень и очень неудобно и непривычно,  то животное может вообще стать неуправляемым и неадекватным. Какое уж там спокойное позирование…

Как же выйти из этой ситуации? Это совсем несложно. Не торопитесь снимать. Дайте собаке привыкнуть к вам, к вашей технике и вообще к общей атмосфере помещения (если вы снимаете в незнакомом собаке помещении).  Постарайтесь, чтобы «фотомодель» освоилась, поняла, что вы и всё вокруг не представляет для нее никакой опасности. Что можно для этого предпринять? Дайте собаке обнюхать фотокамеру и вспышку (только объектив при этом не забудьте закрыть крышкой!). Пощелкайте затвором. Собака поймет, что и эти звуки не опасны ей. То же самое проделайте и со вспышкой. Чтобы собака и вас приняла за своего – угостите ее лакомством из своих рук. Короче, любыми доступными и известными вам способами убедите вашу фотомодель, что  никто и ничто не представляет здесь и сейчас  для нее никакой опасности. И только после этого смело начинайте съемку.

Ну а если все же, не смотря на все предпринятые вами усилия,  вам так и не удалось приучить животное   к этим ярким и пугающим разрядам вспышки, и она все равно их боится, не остается ничего иного, как снимать при повышенном значении светочувствительности. Придется увеличивать ISO. Конечно, на снимках при этом может появиться крупный цифровой шум. Но что делать. Иного выхода из этой ситуации тут просто нет.

Скажем отдельно о поводке, ошейнике и вообще амуниции собаки. Поводок при фотографировании лучше не использовать. Ну а если уж без него не обойтись, он не должен портить собой общий вид собаки и фотографии в целом. Да и вообще всё то, что надето на четвероногую модель, должно быть красивым и достойным ее благородной особы.

При съемке собаку нужно располагать на ровной поверхности. Из-за разности высот этой поверхности  животное на фотографии может получиться горбатым и некрасивым. Если фотосессию вы проводите на открытом воздухе, в парке, то иногда снимок может испортить высокая трава, в которой стоит или сидит собака. Но в некоторых случаях все же высокая трава может быть полезной – например, для того, чтобы скрыть короткие лапы низкорослой собаки. Тут все зависит от вашей с хозяином животного идеи снимка, от внешнего вида животного.

Теперь переходим к композиции снимка, к ракурсу и точке съемки.

Не рекомендуем фотографировать собаку, особенно маленькую, с уровня собственных глаз. Рост среднестатистического человека намного превышает рост собаки. И поэтому,  если вы будете снимать ее с высоты своего роста, наклонив фотокамеру вниз, то есть с высокой точки  относительно собаки, то животное на фотографии будет казаться неуклюжим, невыразительным. Пропадет вся природная красота и привлекательность четвероногой фотомодели. Голова животного в таком ракурсе будет выглядеть намного большей, чем она есть на самом деле. А тело и тем более лапы на фотографии визуально заметно уменьшаться. Это не понравится не только хозяину собаки, но и всем тем, кто будет потом рассматривать ваши снимки.

Фотографировать собаку нужно с уровня ее роста, ее глаз. Для этого вам придется присесть. Всё очень просто. Ну, а если собака совсем уж кроха – посадите ее для съемки на стул или какую-нибудь другую возвышенность. На тумбу или на подиум. Но не забудьте при этом о безопасности вашей портретируемой. Испугавшись чего-нибудь, эта малышка может спрыгнуть вниз и травмироваться. Короче, идея тут несложна: собаку снимайте с уровня глаз ее сородича.

Теперь о расстоянии, с которого лучше всего фотографировать собаку. Рекомендуем делать это с расстояния от двух до четырех метров. 

Фотографирование собак – дело  сложное, но, тем не менее, очень интересное. Тому, кто такой съемкой занимается, нужно иметь навыки и в портретной съемке, и в постановочной, и в репортажной и даже в спортивной. Главная трудность в этой работе —  это то, что собаки лишены возможности разговаривать и понимать язык человека, а значит, фотографу трудно объяснить им, что он от них вообще хочет. Но. при определенном навыке и опыте, все эти препятствия возможно научиться преодолевать. А для привлечения внимания собаки можно попробовать использовать различные пищащие и прочие звучащие игрушки. Можно и самому посвистеть, пощелкать пальцами. Точно так же как при работе с маленьким ребенком. А еще внимание собаки можно привлечь лакомством. Но лучше будет, если это дело вы поручите хозяину собаки. При любой ситуации, хозяин знает свою собаку намного лучше, чем вы, и в какой-то степени может спрогнозировать, предугадать поведение своего животного в том или ином случае.

Ну, а как поступить, если вам очень хочется сфотографировать собаку, а рядом никого нет для того, чтобы помочь вам? Расскажем вам об одной маленькой хитрости. Возьмите длинный поводок и привяжите собаку к дереву. После этого начинайте снимать животное с достаточно большого расстояния. Если во время этого рядом будут проходить люди, собака непременно будет на них реагировать, чем и предоставит вам огромно количество возможностей для съемки! Ну, а если прохожих в это время в этом месте по какой-то причине не окажется, то на помощь вам придут различные мелкие предметы: камни, палки, шишки… Попробуйте кинуть, например, шишку в ту сторону,  в которую, по  вашей задумке,  должна  смотреть собака. А потом снимайте. Киньте еще шишку. И сделайте еще несколько снимков. Фотографии могут получиться очень интересными. А еще можно взять с собой на прогулку двух собак. И привязать их на длинные поводки на значительном расстоянии друг от друга. Животные будут реагировать одно на другое, ну а вам останется только выбрать удачную точку съемки и фотографировать, фотографировать, фотографировать… Снимайте больше, чтобы потом было из чего выбрать хорошие кадры.

Очень интересно фотографирование  собак в движении. Вариантов такой съемки несколько. Один из них – просто, что называется, «заморозить» какую-нибудь фазу движения животного, например, в прыжке, при помощи очень короткой выдержки. Также можно использовать прием, который получил название «съемка с проводкой». В этом случае лучше будет использовать режим серийной съемки, а автофоусировку поставить в следящий режим.

Последний практический совет. Во время фотосесси не забывайте давать собаке время на отдых. Она в нем нуждается точно так  же, как и обычные фотомодели.

Вот и всё на сегодня. Скажем еще раз: съемка собак – дело очень интересное. Наберитесь терпения. Всё у вас должно получиться!