Фотограф Филип Джон Гриффиттс (Philip Jones Griffiths)

Английский фотограф Филип Джон Гриффиттс, которого по праву можно называть самым легендарным фотолетописцем войны, родился в Уэльсе. Мать Гриффитса была врачом и руководила небольшим родильным домом. Наверное, именно поэтому Филип для себя тоже выбрал профессию медика и поступил учиться на фармацевта в Ливерпуле. Во время учебы ему приходилось подрабатывать по ночам. Среди нескольких специальностей, которые Филип освоил в ту пору, была и специальность фотографа. Эта профессия впоследствии и стала главным делом всей его жизни.

Как военный фотограф, Филип Джонс Гриффитс по настоящему начал работать в 1961 году. А с 1966 года началась его поистине героическая работа на Вьетнамской войне. К тому времени Гриффитс уже состоял в штате знаменитого фотоагентства Магнум. В начале работа шла не совеем так,  как ожидали руководители Магнума. Агентству очень не просто было продать снимки Гриффитса, так как на них фотограф показывал настоящие страдания простых вьетнамцев, жестокость американцев по отношению к этим людям. Такая жесткая правда о войне многим казалась излишней.

Именно по этой причине Филип Джон Гриффитс и решил свои самые лучшие фотографии об ужасах вьетнмской войны собрать в один цикл и опубликовать их  в виде книги, которую он назвал  «Vietnam Inc». Книга вышла в свет в 1971 году. В США у простых американцев она вызвала настоящий шок и поистине перевернула с ног на голову их восприятие войны во Вьетнаме. Книга фотографий Гриффитса сразу стала бестселлером. Ее называли классикой фотожурнализма. И сейчас это издание считается самым, пожалуй, детализированным и подробным фотографическим, документальным  отражением военного конфликта. Известный журнал «Таймс»  отозвался об этой  книге Филипа Джона Гриффитса как о лучшей работе в области военного фоторепортажа  среди когда-либо изданных в мире. А классик фотографии Анри Картье-Брессон так говорил о творчестве английского военного фоторепортера: «Со времен Гойя никто не изображал войну так, как это сделал Филип Джон Гриффитс».

А вот что о себе и своем творчестве рассказывает сам фотодокументалист.

«Главная проблема фотографии заключается в том – считает Филипп Джонс Гриффит – что она показывает человечеству войну вне ее контекста. Ну, хотя бы, к примеру, взять фотографию раненого, истекающего кровью солдата. Или матери, держащей на руках своего покалеченного войной ребенка. Почему случается такое? Почему это происходит? Мне очень хочется докопаться до истины, хочется знать это. Мне уже не приносит удовлетворения съемка маленьких наглядных деталей войны, военного конфликта. Мне хочется понять, хочется разобраться в том, что привело к этому, и, самое главное, что будет происходить впоследствии. Такому подходу, такому отношению  к войне и военным действиям, которое можно сравнить разве что с подходом пожарника – идти на новую войну  автоматически, не понимая, где ты находишься, какова история этой войны, в чем ее причина – я уже не верю. Всё это похоже на то, как ели бы вы смотрели фильм с включенным в зале светом,  и фоном бы вам был разговор присутствующих людей. Я думаю, что человек в этом случае теряет очень важный шанс – узнать настоящую правду о том, что происходит на той или иной войне».