Фотогеничность. Подчеркни свою индивидуальность

Многие из нас прекрасно знают, что такое быть фотогеничным. Но вот от чего она, эта самая фотогеничность, зависит? Кто знает про это? Может быть, она зависит от внешней красоты человека, правильных черт лица? А может быть от уровня мастерства фотографа? От опыта самой модели в проведении фотосессий? Может быть, кто-то скажет, что фотогеничность зависит от того, что у фотографа дорогая и хорошая фотокамера, способная делать фотографии такого качества, что каждая пора на коже будет отчетливо различима. Всё намного проще. Фотогеничным может быть каждый человек. Да-да, каждый! Нужно только приложить для этого некоторые усилия.

Как-то в одном из своих интервью известная актриса Шарлотта Гансбур сказала, что ей не нравятся ее фотографии на обложках модных журналов. В этом «глянце» звезда считает себя некрасивой. «Я думаю, что я не фотогеничная – считает актриса – поэтому мне больше нравится видеть себя в движении, на видео или в кино».

Да, действительно, даже известные актеры и актрисы, имеющие богатейший опыт в различных съемках, знающие тысячи всевозможных приемов и уловок (это касается и макияжа, и одежды, и точки съемки и многого-многого другого) довольно часто не нравятся себе на фотопортретах. Фотографы, занимающиеся съемками знаменитостей, рассказывают, что очень часто в начале фотосессии слышат от звезд примерно такую фразу: «Я не очень фотогеничен».

Фотогеничность активно обсуждается и в блогах, и в различных социальных сетях в интернете. Тема «Как выглядеть на фото красивой» давно стала очень популярной, особенно среди девушек. Хотя, кому то этот вопрос может показаться совершенно несущественным и банальным, но в нашем современном обществе, которое, к сожалению, смело можно назвать нарциссическим,  очень часто внешность человека имеет для него самого и для других достаточно важное значение. Человек в таком обществе живет, существует,  только через свой внешний облик, через свою внешность. В связи с этим хочется привести слова известного психиатра и психоаналитика Ваннина Мишели-Рехтман (Vannina Micheli-Rechtman): «Сегодня все мы живем во времена соцсетей, в которых роль изображения значительно возрастает. Возрастает она потому что существует только то, что видимо».

Взгляд на самого себя

Наверняка почти каждый человек при взгляде на свое собственное застывшее изображение, на фотографию, на которой изображен он сам, испытывает странное чувство. Как будто слушаешь свой голос в автоответчике. Подобное разочарование собой, своей внешностью, возникающий при этом дискомфорт люди пытаются объяснить своей нефотогеничностью. Но, тем не менее, нефотогеничность вызывает у человека не такую моральную боль, как, например, реальные физические недостатки внешности. Нефотогеничность намного мягче неуклюжести. Она всего лишь небольшой дефект, оправдывающий нежелание человека увидеть на фотографии свое истинное лицо. Застывшее, как мраморная статуя, наше собственное лицо на фотографии открывает нам ту правду, которую мы не хотим признавать. На фотографии мы видим не свое собственное, а совсем чужое лицо. Психоаналитик Альберто Эйгер (Alberto Eiguer), написавший популярную книгу «Нарциссическая перверсия и ее сообщники», говорит об этом так: «Внутреннее представление человека о себе обычно моложе лица, изображенного на его же фотографии. Именно поэтому изображенное на фотографии лицо кажется ему чужим и вызывает чувство недоумения».

Каждый из нас смотрит на самого себя безо всякого снисхождения. Мы пристально изучаем каждую свою морщинку, каждый едва заметный прыщик на своей коже. Тщательно следим за всеми недостатками своей внешности. Нашей беспощадной критике подвергается малейшая неловкость. Наш суровый приговор самому себе не подлежит никакому обжалованию. Застывающие, каменеющие в тот момент, когда на них направлен объектив фотокамеры, люди на самом деле не смущаются за самих себя. Они боятся взгляда окружающих. Наверное, как считают психологи, это происходит оттого, что на этих людей недостаточно смотрели в детстве, недостаточно любили их. Причина может быть и в другом. Например, в том, что эти люди и у других предполагают такое же отсутствие снисхождения к себе, ту же строгость к своей собственной внешности. 

Расслабьтесь! Позвольте себе это!

Если вас фотографирует мастер своего дела, высокопрофессиональный фотограф, то на фотопортрете он сумеет передать всю вашу индивидуальность. Способов для этого у хорошего специалиста великое множество. Это и правильно выстроенный или подобранный свет, и поза, которая хороша именно для этого человека, и ракурс – угол, под которым ведется съемка… Есть фотографы, которых смело можно назвать психоаналитиками. Им великолепно удается раскрыть и  показать на фотографии до этого неизвестные аспекты личности фотографируемого человека. Чтобы добиться такого чуда – а это действительно чудо —  нужен тонкий, грамотный баланс между самоощущением, самоуважением портретируемого и его уважения к другим. В нашем случае —  к тому, кто фотографирует. То есть к фотографу.

Профессиональный фотограф Уильям Муро  (William Moureaux) считает, что фотогеничны все люди, безо всякого исключения. «Лица у всех людей разные, и это естественно. Одних людей фотографировать легче, других сложнее. Главная задача фотографа состоит в том, чтобы рассмотреть и передать на фотографии индивидуальные особенности каждого человека» — говорит Уильям Муро.

Однажды Уильям попросил свою подругу, которая почему-то испытывала панический страх перед объективом фотокамеры, прийти к нему на фотосессию. Сначала они просто сидели и долго говорили о самом разном. Подруга фотографа рассказала ему о том, что ей не нравится в своей внешности. Это были лишний вес, второй подбородок, некрасивый нос. Первые минуты фотосессии женщина выглядела напряженной, в некотором плане даже нервничала. Порой Уильяму казалось, что она делала всё, чтобы испортить снимок! Фотографу  потребовалось больше часа на то, чтобы его приятельница наконец расслабилась и чувствовала себя комфортно. «Время для хорошего портрета – определяющий фактор» — считает Муро. Когда он показал своей подруге ее портрет на большом экране – та просто расплакалась. Она первый раз в жизни увидела себя красивой! Она даже и не предполагала увидеть себя именно такой!

Того же мнения – что фотогеничностью обладают все люди – придерживается и    фотограф   Пьер-Антони Аллар (Pierre-Anthony Allard). На вопрос: все ли люди фотогеничны, он отвечает: «Несомненно это так! Но при условии, если модель полностью доверится фотографу». Вот какой совет дает мастер тем, кто решился на фотосессию: «Расслабьтесь и позвольте фотографу направлять вас так, как он считает нужным. Хороший мастер всегда сможет показать на портрете вашу красоту! Он обязательно увидит, поймает тот практически неуловимый миг, в который ваш внутренний свет соединится со светом внешним. В эту секунду что-то непредсказуемое, волнующее будет просвечивать через вашу кожу, читаться во взгляде».

Ну, и в завершении наших сегодняшних размышлений – краткий курс фотогеничности, который разработал Пьер-Антони Алар.

  • Перед тем, как идти на фотосесию, внимательно посмотрите на себя в зеркало. Как можно тщательнее изучите свое лицо, различные его выражения и состояния. Во время этого рассматривания, разговаривайте сами с собой. Представьте, что вы играете роль самого себя. Точно так же играйте потом и во время съемки перед объективом. Кстати, актрисы намного чаще получаются на фотографиях лучше, чем модели. Потому что актрисы умеют играть. 
  • Постарайтесь найти свой лучший ракурс в три четверти.
  • Непосредственно перед съемкой Пьер-Антони Аллар рекомендует  проделать небольшое упражнение: беззвучно пошевелить губами, как бы говоря что-то. Это расслабит мышцы рта и тогда во время съемки губы примут идеальное положение.