Эффект «съемка с зумом»

Посмотрите на эту фотографию. Большинство из вас подумают, что всё это сделано в фотошпе, и что всё это дико сложно, и не стоит такими трюками заморачиваться. Это не так. Совсем не так. Это совсем не так сложно, как вам может показаться на первый взгляд. И в сегодняшней статье мы постараемся вам это доказать. Не пожалейте времени, почитайте. И вы поймете, что такие снимки делать очень просто.

Для начала нужно сказать о том, что же нам потребуется для этого.  Первым делом, нам будет нужна фотокамера с режимом ручных настроек съемки. Ну, на худой конец, с полуавтоматическим режимом. Желательно зеркалка. Второе – объектив с переменным фокусным расстоянием (их еще называют зум-объективами). Третье – штатив (можно, конечно, рискнуть снимать с рук, но это – для очень опытных мастеров, тех, у которых руки не дрожат. А дрожат они практически у всех).  Ну, и, четвертое, но не обязательное – ND-светофильтр.

Далее следует детальная пошаговая инструкция съемки с зуммированием во время экспонирования.

  • Первым делом давайте подумаем о том, а что же мы будем фотографировать. Скажем сразу: обычные пейзажи или виды городских улиц днём совсем не подходят для таких снимков. Особенно в том случае, если раньше подобными вещами вы никогда не занимались.  Порекомендуем фотографировать такие сюжеты, в которых присутствуют точечные источники света. Ну, например,  ночные виды города с его рекламами, фонарями и фарами автомобилей. Или звездное небо за городом, где окружающий пейзаж не засвечен яркими фонарями. Главное —  не фотографируйте всё то, что попадается вам на глаза. Не забывайте о смысле будущего снимка, о его композиции, о том, зачем, собственно, вы делаете этот снимок. Что хотите им показать, сказать зрителю на языке фотографического искусства.
  • Прежде чем начать снимать, настоятельно рекомендуем запомнить или записать величину фокусного расстояния объектива, на котором вы будете фотографировать выбранный сюжет.
  • Теперь установите фотокамеру на штатив. Опытным мастерам нужно подобрать точку опоры для собственной попы или хотя бы спины (Стена, забор, дерево, стоящий собственный автомобиль…).
  • Для того, чтобы размытие изображения у вас получилось четким и ровным, выдержку на фотоаппарате нужно установить довольно-таки продолжительную. Для этого нужно перевести фотокамеру в режим ручных настроек или в режим приоритета выдержки и выдержку установить вручную. Какую именно —  зависит от выбранного вами сюжета и от вашей задумки в принципе. Выдержка в таких снимках может колебаться  от ¼ секунды до 3 секунд. Конечно, можно и более длинную выдержку установить, но это вы будете делать потом, когда наберетесь достаточного опыта.
  • Теперь нужно определиться с диафрагмой. Если вы будете работать в режиме приоритета выдержки, автоматика  фотокамеры диафрагму подберет сама. Но это хуже. Лучше снимать в полностью ручном режиме. При этом диафрагма должна быть примерно где-то между f8 — f22. Всё зависит опять же от того, что вы хотите в итоге получить на снимке, а так же от освещенности снимаемой сцены. Мы думаем, что для вас не нужно повторять прописную истину о том, что  чем меньше отверстие диафрагмы (то есть чем больше число, обозначено в ее значении), тем меньше света попадет на светоприемник (матрицу) вашего фотоаппарата за один и тот же промежуток времени, на который открывается затвор.
  • Значение ISO (а это светочувствительность) нужно установить по возможности как можно меньшее. Например, 100 единиц. Чтобы на снимках не было лишнего цифрового шума. Ах, темно для 100 единиц ISO? Так и выдержка у нас измеряется секундами, а не их сотыми и тысячными долями, не забывайте об этом!
  • Всё настроили, так как нужно, как хотели, но снимки получились пересвеченными? Это не беда. Поменяйте настройки. Поуже закройте отверстие диафрагмы. Ну и что, что оно будем меньше чем f 22. Выдержку тоже увеличьте. Если и это не поможет, установите на объектив нейтральный ND светофильтр, который уменьшит световой поток. Во сколько раз —  зависит от кратности плотности светофильтра. Она обозначена на его оправе.
  • Ну вот. Практически всё готово для фотографирования. Начинаем снимать. Итак, мы выбрали сюжет. Объект съемки перед нами. Далее действуем так:
  • А. Установите кольцо регулировки фокусного расстояния на объективе в такое положение, чтобы в кадре оказалось пространстве несколько большее, чем вы планируете показать на снимке. Проще говоря, зум поставьте на минимальное значение фокусного расстояния. Почему именно так? Это нужно для того, чтобы по окончанию процесса съемки с зуммированием в кадре оказалась именно та композиция, тот сюжет, который вы хотели бы показать зрителю. Не больше и не меньше.

    Б. Сфокусируйте объектив вашего фотоаппарата на нужном вам объекте. Можно навести фокус и на бесконечность.

    В. Самый ответственный момент во всей работе. Одну руку нежненько положите на кольцо регулировки зума на объективе. Второй рукой плавно нажимайте на спусковую кнопку затвора.

    Г. Самый-самый важный и наиответственнеший момент. Затвор вашей фотокамеры открыт. Свет поступает на светоприемник. А вы в это время аккуратно вращаете кольцо регулировки зума. Причем, именно от меньшего значения к большему. То есть в сторону приближения. Можно, конечно, зуммировать во время съемки и в противоположном направлении, но эффект получится совершенно другим. Каким? А вы попробуйте, и сами увидите. Благо, не нужно тратить на это плёнку. А времени займёт совсем немного.

    Д. Всё. Дело сделано само собой. Затвор вашей фотокамеры закрылся автоматически без вашего вмешательства в этот процесс.  Экспонирование, то есть фотографирование, окончено.  Что-то не получилось, что-то пошло не так как вам бы хотелось? Так а что же вам  мешает повторить съемку? Вы же не репортаж снимаете, в конце-то концов! Звезды на небе до утра светят, городские огни до утра горят. Покрутите кольцо регулировки зума побыстрее. А потом помедленнее. Снимайте больше, делайте дубли. Мы уже говорили, плёнки, как это было раньше, вам не потребуется.

    Совсем не сложно, правда ведь? Пробуйте таким способом пофотографировать разные сюжеты. Вам понравится. Вы быстро освоите эту несложную технику съемки с зуммированием. Описанное нами зуммирование, кстати, можно дополнить и другими фишками.  Ну, например, зуммировать с перерывом. Повернули немного кольцо регулировки зума во время экспонировании, сделали паузу. А потом еще раз повернули. Посмотрите, что из этого может получиться. А можно покрутить кольцо то вперед, то назад. Тоже интересно, так ведь? А что, если во время зуммирования и экспонирования добавить вспышку? А еще можно кроме зуммирования вращать фотокамеру в различных направлениях и плоскостях… Всё в ваших руках! Смело воплощайте в жизнь даже самые необычные свои фантазии!