Crop. Композиционное мышление

Во многих программах для работы с изображениями, начиная от простейших просмотрщиков  фотографий до навороченных версий фотошопа есть инструмент, который по-английски называется  crop. По-русски – это просто кадрирование. Этот инструмент обычно обозначается вот так: квадратик с висящими по диагонали кончиками. Представим давайте, что вы когда-то в свое время закончили фотошколу или хотя бы фотографические курсы. Так вот знайте: именно в этих учебных заведениях  учат кадрировать стандартно, то есть непосредственно при фотографировании, при помощи видоискателя. Но вот что интересно. Преподаватели этих фотошкол и фотокурсов обычно очень часто напрочь забывают об одной, с их стороны, мелочи. Нам это мелочью не кажется. Речь идет о том, что соответствие того, что вы видите в видоискателе, и того, что реально будет входить в границы снятого кадра далеко не всегда стопроцентно. Это может быть только либо в дорогих и профессиональных зеркальных фотоаппаратах, либо в дешевых мыльницах любительского уровня, в которых видоискателя и вовсе нет. В обычных же, самых распространенных зеркальных фотокамерах всегда есть некий запас в изображении. Он составляет примерно 6 процентов с каждой стороны кадра.

Немного о кадрировании с точки зрения теории фотографии

Мы уже сказали о том, что в фотошколах и на фотокурсах всё обучение чаше всего начинают с кадрирования. Тем не менее, мы так не считаем. Точнее, считаем, что не нужно делать именно так —  настаивать на правильном кадрировании фотографии в процессе съемки с самого начала обучения новичка. То, что мы не отрицаем, что кадрировать нужно начинать еще при фотографировании – действительно так. Это классика. Это основа основ. Это теория. И вот как раз теории-то обычно и учат в фотографических учебных заведениях. Но, увы, теория очень часто так и остается теорией. Не переходит в практику, в практические навыки работы с фотоаппаратом.   Вот поэтому, по нашему мнению, первым делом нужно не сидеть за умными (а порой и не очень) книжками, а брать в руки фотоаппарат и бежать на улицу. Начинать фотографировать. Так что призываем —  перед съемкой ничего не читайте. Читать потом будете, когда возникнут вопросы. А пока вопросов у вас нет, так как вы о фотографии ровным счетом ничего не знаете, то и читать вам нечего. Квинтэссенция тут такая: искать информацию исключительно по тем вопросам, которые вы встретите на своем пути. А информации сегодня —  море. Океан. Конкретно по любому пункту, по любой мелочи. Правда, все эти знания, всю эту информацию потом нужно проводить через практику. В противном случае у вас может случиться великое множество конфликтных пересечений, которые можно только практикой и разрешить.

Большинство методик обучения в фотошколах и на фотокурсах в своей основе имеют стремление привить ученикам так называемую «правильную» технику фотографии. Но вот незадача: если копнуть поглубже, то мы легко поймем то, что этой самой «правильной» техники и не существует вовсе!  Вспомните, хотя бы, обычную общеобразовательную школу, которую все мы когда-то закончили (надеемся, что все закончили…). Чему учат в школе? Не только читать и писать, но еще и доброте, справедливости и многим другим хорошим человеческим качествам. Но сколько же непорядочных людей в нашем мире… Увы… А вот те, кто в школах искусств учатся плохо, очень часто становятся настоящими художниками. Прекрасными музыкантами, актерами, кинорежиссерами, фотографами… Именно они и создают, в основном,  настоящие шедевры в искусстве. Вот поэтому мы и призываем с самого начала: не нужно учиться правильно.

Теория в жизни очень часто расходится с практикой. Это стоит констатировать с глубоким сожалением. Обратите внимание хотя бы на то, сколько выпускников фотошкол и фотокурсов становятся по настоящему хорошими фотографами. Мастерами своего дела…

Кадрирование на практике

На практике считается, что самым эффективным является обучение на чужих ошибках, ошибках, которые встречаются наиболее часто. Но – у других. Не у нас самих. Мы же считаем, что нужно учиться на своих собственных ошибках. Такое обучение намного индивидуальнее и конкретнее. Если говорить о теме нашего сегодняшнего разговора – то кадрирование после собственной съемки намного лучше, чем кадрирование при своей же съемке.

Неснятый кадр нельзя скадрировать. Это непреложный факт. Всё тут уж очень абстрактно и совершенно ничего не понятно. Что кадрировать, как….Кто его знает. Но вот когда в кадре уже есть что то, всё меняется коренным образом. По крайней мере, уже есть в наличии то,  с чем можно и нужно работать. То есть, есть кадр, который  можно кадрировать. А значит, и применять на практике те знания, которые  вы уже получили. Вникать в правила и законы кадрирования, работая уже с конкретным материалом.

Во время фотографирования почти всегда изображение кадрируют  на треть, а то и наполовину. Даже из горизонтальной вертикальную фотографию потом некоторые делают, или наоборот. Кто-то считает это глупостью. Но, как нам кажется, не так это уж и страшно. Технические параметры, а именно разрешение современных фотоаппаратов весьма хорошее. Для печати снимка размером 10х15 см. вполне достаточно 2 Мп. Для  того, чтобы выложить свои картинки в интернет и 2 Мп. бывает лишку —  одного вполне хватает.

Мы считаем, процесс кадрирования должен базироваться на визуальной практике. В первую очередь, на эстетическом вкусе фотографа. А вот для этого как раз и нужны теоретические знания эстетики фотографии: законов  композиции, правил цветового решения и многого другого.

Кадрирование может затянуться надолго. В некоторых случаях вы будете терзать себя сомнениями, может быть, даже несколько часов. Но, тем не менее, каждый раз вы будете выводить для себя то или иное решение, которое вам пригодится в последующей практике. На первый взгляд кадрирование вообще кому-то может показаться глупым процессом. Смотришь на картинку. Справа чуть отрезал, потом сверху, слева… При этом почему именно так – и сам автор не понимает. По наитию. Так красивее. Ну вот понравилось так, и всё тут. Зато потом придет осмысление проделанного. И вы уже начнете при кадрировании думать осознанно. Так сказать, прочувствовав свой выбор на практике.

Каковы же преимущества такого варианта работы? А они, на наш взгляд, достаточно очевидны.

  • Точно так же, как и при фотографировании в формате RAW, у фотографа всегда имеется возможность сделать снимок, так сказать, с запасом. А уж потом, при постобработке в графическом редакторе, думать над ним и резать его.
  • Если у вас маловато опыта, то в этом случае у вас будет и меньше шансов отрезать в кадре что-то значимое, важное. То, что потом уже ни коим образом не восстановить. Ведь всегда  в кадр мы захватываем несколько больше информации, а, значит, и меньше теряем ее.  
  • Еще одно преимущество этого метода —  возможность учиться применять на практике законы композиции. Заметьте, причем: учиться на своих собственных снимках!
  • Работая по этому принципу, перед вами происходит по настоящему олицетворение всех этих теоретических правил и законов фотографического искусства. Тех правил и законов,  которых вы читали в умных книжках. Например, о  том же самом законе направляющих линий можно очень много читать. Но пока эти самые направляющие линии вы не примените на собственной практике – ничего в этом законе не поймете.
  • Какой-то кадр в процессе кадрирования можно сделать лучше, а может даже и вообще хорошим. А может быть и шедевром. Но не всегда. Уверяем вас, не всегда. Вот представьте: вы фотографируете водную гладь. Моря, озера, лужи —  это совершенно неважно. И эта гладь занимает у вас всю площадь кадра. Как не старайся кадрировать —  вода останется водой. В кадре должно что-то еще, кроме воды, присутствовать. А то это и фотографией-то трудно будет назвать…
  • У тех, кто только начинает постигать азы искусства фотографии, ошибок, обычно, бывает довольно много. В том числе и ошибок в кадрировании. Если у вас в кадре есть некий запас – то и работу над собственными ошибками вам будет сделать намного легче, чем если бы этого запаса не было. То есть, другими словами, если бы вы неправильно скадрировали изображение еще на этапе фотографирования,  то и  исправлять вам будет уже нечего. Такие ошибки исправлению не подаются.
  • Не рекомендуем вам относиться к своим работам как к шедеврам фотографического искусства. Тем более, если вы находитесь только в самом начале своего творческого пути. Те снимки, те фотографии, которые вы делаете сейчас, на начальном этапе своего творчества, это не более чем рабочий материал, эскизы и наброски. Это потом, может быть, спустя годы, они превратятся в настоящие, достойные внимания и выставок, работы. Относиться  к этими своими материалами, заготовкам на будущее,  нужно очень бережно и осторожно. Не насиловать себя и их без особой на то нужды. Только так вы научитесь творить, создавать по-настоящему стоящие, ценные  произведения искусства.

    Советуем не искать в плохом хорошее. Вместо этого пустого и бесполезного дела займитесь лучше фотографированием. Снимайте, снимайте и снимайте! Снимайте больше! И так, постепенно, шаг за шагом, вы научитесь делать это на достойном мастера уровне. В том числе и кадрировать прямо при съемке.

    А потом у вас в творчестве настанет такой этап, когда вы забудете все законы композиции. И вы опять будете кадрировать свои снимки точно так же, как это делали в начале творческого пути – по наитию, по интуиции. Только это наитие и эта интуиция будут уже совсем другого уровня, на несколько порядков выше, чем несколько лет назад. Просто вы уже будете мастером, вот и всё. 

    И вот еще что интересно. Знаете ли вы, что этот принцип постижения мастерства фотографии берет свое начало еще во времена пленочной фотографии?  Ведь в то время стоимость его была в несколько раз выше. Пленка и фотобумага стоили достаточно дорого. И при хорошем навыке кадрирования при фотографировании фотограф реально экономил свои деньги. Порой немалые.