Базис по съемке натюрмортов

Известно ли вам, что натюрморт —  это один из самых первых жанров фотографии? Именно натюрморты в основном и снимал один из изобретателей фотографии,  французский художник и ученый Луи Дагер. Широко известна его фотография «Мастерская художника», которую он сделал, страшно сказать, в 1837 году. На этом дагерротипе изображены античные гипсовые бюсты, картина в раме, красивая драпировка с тяжелыми складками и несколько других предметов, которые можно назвать «атрибутами искусства».  

Фотонатюрморт популярен и востребован был всегда. И в наши дни популярность этого жанра не исчезла. Более того, он стал еще более актуален, чем когда-либо.

Снимать натюрморты очень любят профессиональные фотографы. И это немудрено. Дело-то — весьма выгодное с точки зрения коммерции. Сегодня натюрморты очень часто бывают востребованы издателями различных журналов, владельцами интернет-магазинов. Натюрморты нужны и для каталогов, и для рекламных буклетов. Да и просто в фотографических галереях их охотно покупают для украшения интерьеров.

Популярен натюрморт и у непрофессиональных фотографов, любителей творческой фотографии. Дело в том, что в работе над натюрмортом фотографу нет необходимости куда-то ехать, спешить, бояться не упустить подходящий момент, как в репортаже, или дожидаться определенного состояния погоды, как при работе над пейзажем.  Натюрморт – это статика. Выстроенная композиция из различных предметов может стоять сколь угодно долго, до тех пор, пока фотограф не завершит работу и не разберет ее.

В этой статье мы хотим дать вам несколько советов по поводу того, как работать над натюрмортом, расскажем о правилах его создания. Хочется надеяться, что этот старинный классический жанр фотографии заинтересует вас, и вы хотя бы раз попробуете создать натюрморт.

Начинаем работу

Многие думают, что для создания натюрморта нужны хорошая студия и дорогое и сложное фотографическое оборудование. Это не так. Для того, чтобы начать работать в жанре натюрморта, особо сложных условий не нужно. Да и фотокамера подойдет самая обычная. Рядовая зеркалка даже среднего ценового уровня (мастера, конечно, работают дорогой и более солидной аппаратурой. А раньше натюрморты для достижения филигранного качества отпечатков вообще снимали павильонными камерами на плоскую пленку). Прекрасные натюрморты вполне реально создавать и в домашних условиях, в обыкновенной квартире. Пространство вашего дома, его интерьеры и фактуры могут служить прекрасным источником вдохновения и отличными объектами для ваших работ. В качестве источника света очень хорошо может работать окно. Фон для натюрморта вы тоже можете создать такой, какой хотите, из подручных материалов. Тут не нужны огромные «простыни», как при съемке портретов, например. Короче, для того, чтобы создать хороший натюрморт, вам придется решать в некотором раде менее масштабные проблемы,  нежели при работе с капризной, порой, моделью. Работа с натюрмортом любит тишину и не терпит суеты. Фотограф остается один на один с предметами, которые он снимает. Он может их двигать, переставлять с места на место, выбирать варианты освещения… В отличии от людей, предметы в этом плане более терпеливы.  

Выбираем объект съемки

Выбор тут зависит полностью только от вас. Что хотите, то и фотографируйте. Посмотрите вокруг. Сколько интересных вещей вас окружает! У всех этих предметов разнообразная форма, фактура, цвет. Все они созданы из разнообразных материалов. Каждый предмет уникален в своем роде. Каждая вещь удивительна и неповторима. У каждой вещи своя история. Многие начинающие фотографы порой мыслят однобоко, стереотипно. Они думают, что натюрморт —  это исключительно изображение цветов или фруктов. Это совсем не так! Красоту можно найти в любой вещи: в старинном утюге, антикварной фарфоровой тарелке, в самой обыкновенной книге… К подбору предметов нужно научиться подходить нестандартно, творчески. Даже обыкновенные пассатижи можно так красиво подать зрителю, что он будет не один час любоваться ими на вашей  фотографии. Натюрморт, как мы уже говорили, жанр классический. Но не стандартный. Про стандарты при съемке натюрморта нужно забыть.

Внимательнее присматривайтесь к вещам, которые вас окружают. Пробуйте подступиться к ним с разных сторон. Посмотрите на них утром, вечером, днем. В ясную или пасмурную погоду. При искусственном и естественном освещении. Тут играет роль даже ваше состояние, ваше настроение. Например, вечером, когда вы уже достаточно устали от дел, один и тот же предмет может вам показаться совсем другим, нежели он был утром. Пытайтесь в обычных бытовых вещах найти их образы, пытайтесь раскрыть их характер, их душу.

При съемке различных предметов особое внимание уделяйте материалу, из которого они изготовлены. Для начинающих фотографов мы порекомендуем на первом этапе избегать бликующих поверхностей, предметов, отражающих свет. Например, предметов сделанных из стекла или металла. Такие предметы могут искажать свет в кадре.

Подбираем нужное освещение

Для того, чтобы сфотографировать натюрморт, нет особой нужды обзаводиться дорогостоящими студийными осветительными приборами.  Без них вполне возможно обойтись. Для работы в этом классическом жанре, как мы уже говорили сегодня, вполне подойдут те приборы, которые есть практически  в любом доме.

Мы так же уже говорили и о том, что при работе над натюрмортом у фотографа есть огромное преимущество: полнейший контроль над всем происходящим, в том числе и над освещением. Если вам необходимо полностью избавиться от естественного света – закройте шторы или жалюзи. Если это не дает нужного эффекта, а другой комнаты, без окон, в вашем распоряжении нет, съемку можно совершенно спокойно перенести на темное время суток. Но не забывайте и о том, что прекрасные натюрморты можно создавать и при естественном освещении, в том числе и за пределами квартиры, на открытом воздухе.

Если вы знаете, как правильно работать с теми или иными видами ламп, то использовать их свет можно очень и очень продуктивно. Пробуйте направить их свет на предметы с разных сторон. Самый простой, но, в то же время, и самый проигрышный вариант – это прямое, или, как говорят специалисты, «лобовое» освещение.  Снимки при таком освещении получаются плоскими, скучными и совершенно неинтересными.

Если условия позволяют вам в качестве основного источника света использовать окно – не бойтесь снимать при таком замечательном освещении.

В некоторых случаях можно воспользоваться и отражателем. Если отражателя у вас нет (хотя они достаточно недороги, и мы советуем приобрести их), то их можно неплохо заменить листами фольги, картона или бумаги. В качестве отражателя можно использовать даже обыкновенную газету,  как бы это не показалось странным на первый взгляд. А еще – светлую майку кого-нибудь из домочадцев. Этот живой отражатель, кстати, очень удобен, так как мобилен и не требует установки его на какое-либо крепление. Просто попросите человека в белой майке походить около вашей композиции из предметов, и понаблюдайте при этом за изменением освещения в кадре. В крайнем случае, в качестве отражателя можно использовать  светлый участок стены. Правда, при этом  весь натюрморт нужно будет выстраивать, ориентируясь на эту стену, так сказать, каким-то образом «привязывать» к ней.    

В середине 20 века знаменитый чешский фотограф, создатель популярнейшего в те годы журнала «Чешское фото»  Вацлав Йиру создавал великолепные натюрморты при лунном свете.

Штатив и ракурс

В зависимости от того, при каком освещении вы намереваетесь создавать свои натюрморты, вам может потребоваться штатив. При работе в этом жанре штатив для фотографа —  самый верный и надежный помощник. Установив фотокамеру на штатив, вы можете свободно наблюдать за тем, что происходит у вас в кадре. Также штатив поможет вам создавать великолепные кадры при фотографировании на длинных выдержках.

Многие начинающие фотографы наверное, думают, что штатив сковывает движение, не позволяют работать мобильно. Но особая мобильность при съемке натюрмортов и не нужна. Штатив ничуть не ограничит вас в этом плане. Вы можете спокойно, без спешки и суеты, переставлять его с места на место, он ведь не такой уж и тяжелый. Не бетонная плита. Фотокамеру, установленную на штативе, можно регулировать и по высоте, и по углу съемки. Так что штатива бояться совершенно нечего.

Да и без штатива, откровенно говоря, при съемке натюрморта вполне возможно обойтись.  

Выбираем фон

Фон в натюрморте очень важен. Правильно подобранный фон – это уже, можно сказать, половина успеха. Фон в натюрморте должен быть не просто красивым. Главное, он не должен отвлекать внимание зрителя от предметов, которые тот видит в кадре, не должен притягивать это внимание, не должен бросаться в глаза в первую очередь. В качестве фона можно использовать однотонную стену, лист бумаги или картона, ткань. На фоне может быть и не бросающийся в глаза рисунок. Фон должен быть мягким, пастельных тонов. Он также может быть и темным, и даже вообще глубоко черным. Совсем не обязательно ему быть белым. Хорошо проявляет себя в натюрмортах и фактурный фон – например, бревенчатая стена дома или просто шершавя неструганная доска. Но в этом случае и сами предметы должны гармонировать с таким фоном.

Задумайтесь и о том, как фон в вашем натюрморте будет контрастировать с предметами. Если вы решили, что фон у вашего натюрморта будет простым, то хорошенько подумайте о его цвете. Оттенок фона следует подбирать так, чтобы он был гармоничным по отношению к предметам, которые составляют ваш натюрморт, чтобы он тонально, композиционно и смыслово дополнял его.

Если вы фотографируете небольшие по размеру предметы, то и фон большой площади вам не потребуется. Вы спокойно можете обойтись листом ватмана или отрезом ткани такого же размера. Кстати, в качестве фона для натюрмортов хорошо смотрится черный бархат. Эта ткань прекрасно поглощает свет и создает очень красивые тона в своих складках.

Работаем над композицией натюрморта

  Композиция – самая важная составляющая натюрморта. Это в репортаже она не так актуальна. В натюрморте же —  основа основ. Прежде чем вы возьметесь снимать натюрморт, мы настоятельно рекомендуем хотя бы ознакомиться с основными законами и правилами композиционного построения изображения на плоскости. С тем же, например, правилом третей, законом так называемого «золотого сечения», законами перспективы и направляющих линий, другими законами… Узнав теорию композиции, вы сможете смело и плодотворно применять свои знания на практике. А иногда эти законы, эту теорию, приходится и нарушать. Но чтобы нарушать что-то, надо это что-то знать.

Выстраивая натюрморт, создавая его композицию, нужно учиться мыслить нестандартно, не идти проторенными путями. Подумайте, прежде всего, о том, на какой предмет, на какую точку в кадре взгляд зрителя будет падать в первую очередь. Обратите внимание на пустое пространство в кадре. Как сделать так, чтобы главный предмет натюрморта смотрелся наиболее выигрышно? Ответив для себя на эти и множество других вопросов, вы сможете сделать замечательный по композиции и освещению натюрморт.

Не забудьте про настроение натюрморта и его атмосферу

Хотите верьте, хотите нет, но на качество натюрмортов влияет настроение фотографа, его душевное состояние, в котором он пребывает во время работы. Это как пироги у опытной хозяйки. Если у нее плохое настроение —  она ни за что к пирогам не подступится. А если всё же и возьмется их печь, то получатся они у нее невкусными и некрасивыми. Так и тут. Более того, настроение важно не только при работе над натюрмортом, но и при других видах съемки. Если фотограф получает удовольствие от того, что он делает, если он увлечен этим делом, работает с упоением, то и результат будет прекрасным. В этом можно быть уверенным практически на сто процентов. Как мы уже неоднократно сегодня говорили, при работе над натюрмортом можно не спешить. Больше того, спешка в таком деле просто противопоказана. Даже если вы снимаете цветы или мороженое —  объекты, подверженные достаточно быстрому изменению своего состояния.

Давайте сравним репортажную фотографию и натюрморт. Для съемки репортажа фотографу необходимо  быть в напряжении, в постоянном внимании, в непрерывном поиске лучшей композиции, нужного ракурса. Ведь происходящее в кадре меняется буквально каждую секунду (даже если вы снимаете оратора, стоящего на трибуне). Фотографу-репотажнику нужно уметь не упустить тот единственный момент, когда событие достигнет кульминации своего развития, больше того, нужно уметь предвидеть события наперед. И опытные мастера умеют это делать. Натюрморт же статичен. Не зря в переводе это слово означает «мертвая натура». Над созданием одного натюрморта можно работать и час, и два, и день, и месяц. Натюрморт никуда от вас не убежит. Как вы поставили предметы – так они и будут стоять, пока вы их не уберете на их постоянное «место проживания». Именно по этой причине при работе в этом жанре нужно не торопиться, а уделить пристальное внимание каждой мелочи, каждому штриху, каждому блику в кадре. Не спеша установите предметы, не спеша подберите фон, создайте нужное вам освещение. Сделайте несколько дублей. Посмотрите эти заготовки на экране монитора. Если что-то не понравилось – сделайте еще один подход, еще одну попытку. Благо, сегодня не нужно жалеть фотоплёнку и химикаты.

Если вы взялись за натюрморт, следует помнить, что вам никогда не будет поблажки и оправдания в нерезкости. Нечеткие, смазанные кадры тут просто исключены. Это попросту будет считаться браком. Все знают и прекрасно понимают, что натюрморт —  это не репортаж, в котором все непрерывно меняется,  и некоторую смазанность еще можно принять. В натюрморте резкость должна быть идеальной. Времени для фокусирования у вас предостаточно.

В связи с этим, для съемки натюрморта очень хорошо подходит макрообъектив. Если у вас нет макрообъектива, то рекомендуем снимать в режиме макросъемки. Это даст свои результаты.

Посоветуйтесь с классиками жанра!

При работе над натюрмортами начинающим фотографам, да и не только начинающим,  неплохо было бы обратиться к опыту предшественников, классиков в этом виде творчества. Причем, совсем не обязательно в фотонатюрморте. Изучение живописных натюрмортов старых мастеров – это очень хорошая школа. Совсем неважно, какая техника создания произведения, чем вы его пишете: красками на холсте или светом (вы помните, что «фотография» в переводе с греческого означает  «светопись?)  Законы композиции в этом случае работают совершенно одинаково. В этих классических полотнах можно подсмотреть композицию, схему освещения и многое другое. Внимательно присмотритесь, как художники передают форму предметов, их фактуру, цвет. Смотрите и изучайте! Вдохновляйтесь! Набирайтесь опыта! Не забывайте и про классиков фотографического натюрморта. Особенно советуем обратить внимание на чешскую школу натюрморта, об одном из представителей которой, Вацлаве Йиру, мы сегодня уже говорили. Еще один яркий представитель этого жанра в Чехии – Йозеф Судек. Просмотрите на работы этих классиков фотографического искусства. Это существенно улучшит натюрморты, которые создадите вы. 

Ну вот, всё готово. Наступило время!

Для съемки натюрморта мы рекомендуем выбрать подходящий день. Что значит в этом случае подходящий? Это значит такой день, во время которого вам не нужно будет никуда спешить, торопиться, вас никто и ничто не будет отвлекать от работы. Отправьте жену к подруге (или мужа на рыбалку), детей к бабушке, прочитайте еще раз все наши сегодняшние советы и рекомендации, и смело приступайте к работе.

Первым делом приготовьте всё то, что вам потребуется для работы. Предметы, фон, осветительные приборы. Проверьте и настройте свою фотокамеру. Зарядите в ней батареи. Установите фотокамеру на штатив. Всё. Можно считать, что вы готовы к творческому процессу. Начинайте творить!  

Натюрморты мы рекомендуем снимать с максимально открытым отверстием диафрагмы. Если у вас недостаток света —  это вам не помешает, ведь фотографировать мы будем со штатива, а значит и выдержки у нас могут быть сколь угодно продолжительными. Если нужно – вплоть до нескольких часов (вспомните про «подлунные» натюрморты Вацлава Йиру). Если вы поставили своей целью создать в натюрморте размытый фон – открывайте диафрагму шире. Если хотите достичь идеальной резкости всех планов своей фотократины – прикрывайте диафрагму.  Кстати, хороший размытый фон получается при работе светосильными объективами.

В некоторых случаях для съемки натюрморта можно использовать фотобокс. Что это такое и как с ним работать — вы без труда найдете в интернете или в специализированных журналах и книгах.

Еще раз напомним, что натюрморт – это не только фотография цветов в вазе, красивых овощей или фруктов. Объектом съемки может стать абсолютно любой предмет. Ваша главная задача – оживить его, вдохнуть в него душу. Вложить в эту работу частичку своей собственной души. Найдите такие предметы и работайте с ними. Если же вы получили коммерческий заказ сфотографировать какие-то определенные предметы, которые, возможно, не близки вам по духу, не нравятся вам, постарайтесь полюбить их, понять, настроить с ними внутренний диалог, попытаться «разговорить» их для себя, как угрюмого и неприветливого собеседника. В этом случае всё у вас должно получиться.

Натюрморт как способ заработка

В наши дни спрос на предметную фотографию достаточно велик. Натюрморты и фотографии отдельных предметов активно покупают и заказывают их у конкретных авторов редакции газет и журналов, которых сегодня великое множество. Плюс ко всему, не забывайте про различные бизнес-издания, каталоги, справочники, всевозможные буклеты и рекламные листовки. Заказывают натюрморты и предметную съемку и для больших баннеров, и для различных сайтов в интернете. В том числе и для сайтов интернет-магазинов. Именно по этой причине мы рекомендуем вам не стесняться и выкладывать свои работы во «всемирную паутину». Кто-то из вас, может быть, захочет зарегистрироваться на фотографических биржах и там выставлять свои работы. Можно даже создать свой собственный сайт и продвигать свое творчество таким образом. Не забывайте, что интернет сегодня – самый верный и надежный помощник в поиске идеального тандема «фотограф-заказчик».