Базис по репортажной фотосъемке

Сегодня мы хотим рассказать вам о работе над фоторепортажем. 

Итак, как же сделать хороший фоторепортаж? Как провести эту съемку, чтобы итогом ее стал замечательный фоторассказ о каком-либо событии? Как сделать так, чтобы ваши снимки попали на ведущие информационные сайты, в известные и престижные журналы и газеты?  Как научиться делать по настоящему «говорящие», а порой даже и «кричащие» кадры с места событий? Ведь рядом с вами это же самое событие будут фотографировать еще сто тысяч фоторепортеров… А если вы снимаете свадьбу и хотите, чтобы ваша репортажная составляющая этого фотопректа стала на уровень лучше и интереснее?

Первым делом хочется сказать, что очень глубоко ошибаются те, кто думает, что фоторепортаж —  самый простой из фотографических жанров. Казалось бы, что сложного – направляй фотоаппарат в ту сторону, где что-то интересное происходит, и жми на спусковую кнопку. Благо, автоматика сейчас и на резкость сама наведет, и экспозицию выставит. Но если так подходить к этому делу, то ничего у вас не получится. То есть вы получите несметное количество пустых и никому совершенно не интересных снимков, которые специалисты называют не иначе как «фотками». Да еще, плюс ко всему, и ресурс работы затвора вашей фотокамеры уменьшите. Почему-то мы забываем, что затвор пристойного зеркального фотоаппарата это устройство механическое, и при работе он находится в движении, а это, естественно, приводит к его износу.

Фоторепортаж —  жанр сложный. Даже, можно сказать, очень сложный. При работе над фоторепортажем нужно не забывать законы фотографии, то есть помнить о композиции и многом другом. Но в отличии, например, от работы над портретом или натюрмортом, в фоторепортаже у вас практически не остается времени следить за композицией. Но делать это, тем не менее, нужно. Необходимо. Иначе снимки будут неинтересными. Время в фоторепортаже всегда играет против фотографа. Вспомните, что является самой основой репортажа? Правильно, оперативность. В случае с фоторепортажем время еще больше уплотняется – до мгновения, до долей секунд. Нужно учиться «ловить мгновение».

Это умение приходит со временем, с опытом. Ну, и талант к репортажной съемке тоже имеет некоторое значение. Природное чувство реакции, как у вратаря в футболе. Почитайте о работе Анри Картье-Брессона. Посмотрите работы этого выдающегося французского фотографа прошлого века. Поучитесь у него снимать фоторепортаж.

1. Прежде чем идти на фоторепортаж, подумайте, как следует о том, что вы хотите рассказать своим зрителям о событии, которое будете снимать сегодня. А когда уже начнется непосредственно работа, съемка, вы как бы мысленно читайте этот текст самому себе выданного задания. И по ходу дела усиливайте его. Не забывайте и про то, что в ходе работы могут возникнуть и внеплановые сцены. Снимайте и их. Они наверняка украсят ваш репортаж.  

2. Постоянно думайте о том, что вы хотите рассказать своему зрителю посредством фотоязыка, посредством этой конкретной фотографии. Снимки, которые молчат, которые ни о чем не говорят – малоинтересны, если интересны вообще. Каждый снимок, каждый кадр в фоторепортаже должен не просто «говорить», он должен точно так же, как и человек, выражать свои эмоции – плакать, смеяться, тихо и доверительно говорить шепотом. Сам по себе, своим, фотографическим языком. Проще говоря, снимки должны у зрителя вызывать определенные эмоции.

3. Всегда ищите интересные ракурсы. Напомним тем, кто не знает: ракурс —  это угол, под которым ведется фотографирование. Часто понятие «ракурс» путают с понятием «точка съемки». Простой снимок, что называется, «в лоб», мало кому интересен. Зритель такие снимки не запоминает. Так обычно снимают дилетанты. Когда работаете над фоторепортажем, посмотрите, как снимают все вокруг. И не снимайте так. Ищите свой ракурс, свою точку. Попробуйте присесть и сделать снимок снизу верх. Или встаньте на какую-либо возвышенность. Залезьте на забор. Покажите зрителю именно свое видение происходящего события. Хороший ракурс – это уже 50% успеха.

В некоторых городах сейчас стала популярной игра «фотокросс». Поищите людей, играющих в нее в вашем городе.  Присоединитесь к ним. «Фотокросс» —  это очень хорошая тренировка для фоторепортера.

4. Учитесь быть мобильными. Фотографу, занимающемуся фоторепортажем, нужно уметь быть одновременно в нескольких местах. Да-да, не удивляйтесь. Опытные мастера этого жанра способны и на такое. Но не забывайте при этом и про своих коллег и других зрителей. Ведь, в конце концов, некоторые люди покупали билеты на это мероприятие, может быть, даже и за немалые деньги. Старайтесь во время своей работы не мешать окружающим.  Продумывайте заранее точки, где вы будете находиться в момент съемки, продумывайте маршрут своего передвижения таким образом, чтобы не попасть в объективы своих коллег. Как шутят старые мастера, хороший фоторепортер – как вампир. Не отражается на фотографиях других фотографов.

5. Как мы уже сказали в предыдущем пункте, точку, с которой вы будете вести съемку, нужно выбирать заранее. Если вы не были знакомы с этим местом раньше (А опытные фотографы обычно знают практически все места в своем городе), то рекомендуем прийти на съемку загодя, чтобы осмотреться на месте, определить для себя наиболее выгодные позиции для съемки. Вместе с этим продумайте, что каким объективом вы будете снимать. Конечно, очень хорошо, если у вас есть универсальный объектив с большим диапазоном фокусного расстояния. Как говорят опытные мастера, работа фоторепортера в этом плане сродни работе снайпера или даже киллера.  Опытный фотохроникер должен уметь «бить» наверняка.

6. Этот пункт вытекает из пункта выше. Для репортажного фотографа просто необходим объектив с большим диапазоном фокусного расстояния. Недорогие универсальные объективы для такой работы вполне приемлемы. Резкое изображение каждого волоска на голове и каждого прыщика на коже всех двух-трех сотен людей, присутствующих в вашем кадре, в репортаже совершенно ни к чему.

7. Если вы ведете фоторепортаж с события, происходящего в зрительном зале, то не забывайте снимать не только то, что происходит на сцене. Очень интересные сцены можно подсмотреть и собственно в зале. Проще говоря, не обделяйте своим вниманием и зрителей, наблюдающих за происходящим. Атмосферу концерта или любого другого мероприятия   очень хорошо передают крупные планы зрительских лиц. Обратите внимание на трансляции концертов по телевидению. Смеющиеся или затаившие дыхание зрители занимают в этом репортаже достаточно значительное место.

8. Нелепые движения людей, особенно медийных, узнаваемых личностей, их смешные гримасы – чихание, зевание, почесывание носа или уха, очень украсят ваш фоторепортаж. Придадут ему маленькие нотки юмора. Некоторые так называемые «бульварные» СМИ очень активно практикуют такого рода съемку.  Но тут важно, что называется, не «перегнуть палку». Таких снимков не должно быть много. И не должно быть вообще, если мероприятие, которое вы снимаете, не располагает к такого рода улыбке фотохроникера. Ну, например, если вы снимаете репортаж с траурного митинга или с места трагедии.  

9. Включайте в свой фоторепортаж снимки, сделанные в разном масштабе. Крупный план, средний, общий – это основа основ фоторепортажа. Это один из его самых главных законов. Зритель должен видеть и общее, и эпизод, и деталь.  

10. Не забывайте о том, что все правила и законы композиции работают и в репортажных снимках. Законам расположения объектов на плоскости должно подчиняться любое изображении – будь то натюрморт, будь то портрет или репортаж. Законы композиции незыблемы при любой ситуации.

11. При съемке фоторепортажа старайтесь использовать короткие выдержки. Иначе движущиеся объекты могут оказаться смазанными. Конечно, при повышении скорости срабатывания затвора вам придется увеличивать светочувствительность светоприемника (то есть значение ISO). Даже если матрица вашего фотоаппарата дает на фотографиях много «шума», это не столь важно в фоторепортаже. Плюс ко всему, сейчас существует много программ, подавляющих «шумы», так называемые «шумодавы».

12. Немного об этих самых «шумодавах». Не рекомендуем увлекаться ими при постобработке снимков. Небольшой «шум» в репортажных снимках не особо заметен, а иногда даже и играет определенную роль, придавая фотографии некоторую динамичность, эффект присутствия. К тому же, при уменьшении снимков этот «шум» тоже уменьшается, а то и вообще становится незаметным. Но вот неестественность изображения, особенно лиц, может проявиться. При чрезмерном подавлении «шума» лица на снимках будут казаться «пластилиновыми».

13. Никогда не снимайте со вспышкой на концертах, если в помещении нет отражающих ее импульс поверхностей. Не делайте этого по ряду причин. Во-первых, свет вспышки почти всегда портит световое решение спектакля или концерта и мешает зрителям в зале правильно воспринимать замысел автора представления. Во-вторых, вспышка в некоторых случаях способна ослепить находящегося на сцене, и он может оступиться и получить травму. Особенно это важно при съемке в цирке, где риск артистов огромен, да еще и животные работают. Третья причина – некоторые вспышки могут тормозить в своей работе. Если такое случается, то у вас появляется риск сделать снимок тогда, когда вспышка еще не готова к импульсу, и удачный для съемки момент будет вами упущен. Четвертое. Импульс вспышки на концерте чаще всего бывает бесполезен, так как ее свет попросту «не долетит» до объекта съемки. Да и, к тому же, освещение на сцене в 90 процентах случаев бывает хорошее.  То есть, света вполне достаточно для того, чтобы снимок получился качественным. А уж если авторы действа на сцене захотели устроить полумрак, то свет вспышки ни коим образом не передаст его, и на снимке получится совсем не то, что было на сцене в реальности.

14. При съемке фоторепортажа не забывайте о текущем фокусном расстоянии объектива и выдержке, на которой вы снимаете. При работе на большом фокусном расстоянии длительные выдержки попросту должны быть исключены. В противном случае смазка и шевеленка неизбежны. Никакая, даже самая твердая рука самого опытного фоторепортера, не удержит фотокамеру на длинных выдержках недвижимо. Существует правило приблизительного расчета выдержек в таком случае: максимальная выдержка —  это 1 / текущее фокусное расстояние объектива. Запас надо делать в сторону уменьшения выдержки, а не ее увеличения. А вообще, при съемке рекомендуем научиться ориентироваться в выдержке по звуку срабатывания затвора фотоаппарата («клац-клац» — короткая выдержка, «клааааааац-клац» — длинная). Если вы работаете в режиме приоритета диафрагмы и услышали, что затвор выдал длинную выдержку – срочно сделайте дубль на выдержке более короткой.

15. Напомним вам о такой необходимой в арсенале фотографа вещи, как штатив. Его использование в репортажной съемке вполне допустимо. Хотя, если вы снимаете в малоосвещенных помещениях динамичные эпизоды, то и штатив не спасет. Вместо штатива в некоторых случаях можно применять монопод. Он тоже способен избавить вас от смазки и шевеленки.

16. Кадрирование. Помните о нем. Если грамотно скадрировать снимок, то из неудачного, казалось бы, кадра может получиться вполне пристойная фотография.

17. При работе над фоторепортажем рекомендуем делать и горизонтальные, и вертикальные снимки. Разнообразие форматов украшает репортаж, особенно если он опубликован в бумажном СМИ. Можно даже квадратный снимок сделать.

18. Снимайте в формате RAW. Внутрикамерный JPEG на хорошее качество практически не способен.

19. При работе над фоторепортажем необходимо не забыть «привязать» его к месту, где происходило событие, которое вы снимаете. Для этого поснимайте узнаваемые здания или памятники, находящиеся вблизи (если событие происходит на улицах города), или какие-либо интерьеры здания, в котором разворачивается действие, описываемое вами языком фотографии.   

20. Снимайте как можно больше дублей одного эпизода, одной сцены. Обратите внимание на то, как работают профессионалы, например, на пресс-конференциях известных людей или в ключевые моменты у ворот на футбольном поле. Треск сотен затворов слышится практически непрерывно. Даже если удачным станет один единственный снимок из сотни – это просто великолепно. Это успех репортажа. Если же ключевой момент будет снят с техническим браком – это сродни провалу.

21. Фотографу, занимающемуся репортажной съемкой, просто необходимо иметь несколько быстрых и вместительных карт памяти. Как минимум они должны быть 10 класса. Про то, что нужно всегда иметь при себе запасной аккумулятор для фотокамеры – говорить, как нам кажется, излишне. Естественно, и он тоже должен быть «в полной боевой готовности». Вы и сами, без нас, должны знать или хотя бы догадываться об этом.